Принципы и правила делового общения работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям

Материалы » Психологические особенности взаимоотношений в коллективах и педагогические навыки сотрудников ОПЧС » Принципы и правила делового общения работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям

Страница 1

Деловое общение работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям принципиально не отличается от любого другого вида делового общения, т.е. имеют место общие закономерности делового общения. Так выделяют: коммуникативную, перцептивную, интерактивную стороны общенченского процесса. Однако в силу специфичности как деятельности специалистов ОПЧС, так и требований, предъявляемых ею к личности специалиста ОПЧС, проявляются и реализуются закономерности делового общения также специфично, по-особому.

Так, в процессе информационного обмена (коммуникативная сторона делового общения) особую значимость приобретает соблюдение принципов и правил согласования коммуникативного взаимодействия, коммуникативною этикета и самоподачи.

Принцип коммуникативного взаимодействия предполагает соблюдение партнерских взаимоотношений, отношений взаимоуважения, равенства, что проявляется и реализуется в умении говорить и умении слушать.

Реализация умения говорить обусловлена соблюдением правил кооперативности. Основными из них являются:

- необходимость и достаточность информации: говори не больше и не меньше, чем требует ситуация, данный момент;

- качество информации: соответствие высказывания истине:

- правило соответствия: не отвлекайся от темы, говори по существу дела;

- правило стиля: выражайся ясно.

Процесс передачи информации с помощью речи должен сопровождаться широким использованием невербальных средств. Особую значимость во время боевой работы приобретает невербальная информация, в частности жестикуляция. Так, при описание образа используется чаще всего жест двумя руками, навязывании или подчеркивании темпа - жест одной рукой, придании важности информации - высоко поднятая рука.

Для эффективности слушания, совершенствования умения слушать рекомендуется выполнение двух фаз:

- фазы поддержки, включающий в свой состав вокально - мимико - пантомимические компоненты (кивки, жестикуляцию, хмыканье, угуканье и др.), короткие реплики (эхо - повторение последней фразы), эмоциональное сопровождение (одобрительные возгласы), побуждение (ну и что дальше?), уточняющие вопросы (Что ты имеешь ввиду?), наводящие вопросы (Что нового в этом журнале?).

- фазы комментирования, когда слушающий становится говорящим, при (том высказывается критика, недовольство, согласие, одобрение, даются советы, используется парафраз (передача мысли собеседника своими словами).

Правила коммуникативного этикета определяют порядок обращения (товарищ) и представление (капитан Иванов), выбор обращения (Вы-ты), порядок приветствия (Здравствуйте, товарищи курсанты!), соблюдение ритуалов (парад, принятие присяги и др.) и т.д. Выполнение правил коммуникативного этикета предполагает соблюдение принципа конститутивности, т.е. обязательности при их выполнении. Случаи нарушения этих правил должны быть объяснены и обоснованы, т.е. существует своеобразная презумпция выполнения данного вида правил. Этот принцип не применяется в отношении правил самоподачи, которые определяют индивидуальный успех отдельных участников делового общения. Чаще всего они изобретаются индивидуально и лежат в основе имиджа общающихся. При этом определяющая роль принадлежит не одежде (у большинства сотрудников ОПЧС она унифицирована), а манера держаться в процессе деловою общения, позе, жестах, мимике, использовании паралингвистических средств. Значимым в этом отношении является и степень авторитетности участника общения, уровень его общей и профессиональной культуры, наличие лидерских качеств, степень развития духовности.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Толерантность в отношении национальных меньшинств
XXI век характеризуется все большим нарастанием глобализационных тенденций, и уже не осталось ни одной значимой сферы общественной деятельности, где бы эти тенденции не проявлялись. Рост числа актов открытой нетерпимости по всему миру, св ...

Особенности реагирования детей на ситуацию развода в семье
Ниже приведенные исследования позволяют утверждать, что дисгармоничные отношения в распадающейся семье, конфликты и ссоры супругов, предшествующие разводу, оказываются важным фактором, влияющим на успешность преодоления детьми его последс ...

Воздействие инфразвука на организм и психику человека
Некоторые ученые предполагают, что инфразвук оказывает сильное влияние на психику людей. Например, интересные результаты были получены американским ученым Данном. Он заметил, что летчики и космонавты, подвергнутые облучению искусственно с ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru