Принципы и правила делового общения работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям

Материалы » Психологические особенности взаимоотношений в коллективах и педагогические навыки сотрудников ОПЧС » Принципы и правила делового общения работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям

Страница 1

Деловое общение работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям принципиально не отличается от любого другого вида делового общения, т.е. имеют место общие закономерности делового общения. Так выделяют: коммуникативную, перцептивную, интерактивную стороны общенченского процесса. Однако в силу специфичности как деятельности специалистов ОПЧС, так и требований, предъявляемых ею к личности специалиста ОПЧС, проявляются и реализуются закономерности делового общения также специфично, по-особому.

Так, в процессе информационного обмена (коммуникативная сторона делового общения) особую значимость приобретает соблюдение принципов и правил согласования коммуникативного взаимодействия, коммуникативною этикета и самоподачи.

Принцип коммуникативного взаимодействия предполагает соблюдение партнерских взаимоотношений, отношений взаимоуважения, равенства, что проявляется и реализуется в умении говорить и умении слушать.

Реализация умения говорить обусловлена соблюдением правил кооперативности. Основными из них являются:

- необходимость и достаточность информации: говори не больше и не меньше, чем требует ситуация, данный момент;

- качество информации: соответствие высказывания истине:

- правило соответствия: не отвлекайся от темы, говори по существу дела;

- правило стиля: выражайся ясно.

Процесс передачи информации с помощью речи должен сопровождаться широким использованием невербальных средств. Особую значимость во время боевой работы приобретает невербальная информация, в частности жестикуляция. Так, при описание образа используется чаще всего жест двумя руками, навязывании или подчеркивании темпа - жест одной рукой, придании важности информации - высоко поднятая рука.

Для эффективности слушания, совершенствования умения слушать рекомендуется выполнение двух фаз:

- фазы поддержки, включающий в свой состав вокально - мимико - пантомимические компоненты (кивки, жестикуляцию, хмыканье, угуканье и др.), короткие реплики (эхо - повторение последней фразы), эмоциональное сопровождение (одобрительные возгласы), побуждение (ну и что дальше?), уточняющие вопросы (Что ты имеешь ввиду?), наводящие вопросы (Что нового в этом журнале?).

- фазы комментирования, когда слушающий становится говорящим, при (том высказывается критика, недовольство, согласие, одобрение, даются советы, используется парафраз (передача мысли собеседника своими словами).

Правила коммуникативного этикета определяют порядок обращения (товарищ) и представление (капитан Иванов), выбор обращения (Вы-ты), порядок приветствия (Здравствуйте, товарищи курсанты!), соблюдение ритуалов (парад, принятие присяги и др.) и т.д. Выполнение правил коммуникативного этикета предполагает соблюдение принципа конститутивности, т.е. обязательности при их выполнении. Случаи нарушения этих правил должны быть объяснены и обоснованы, т.е. существует своеобразная презумпция выполнения данного вида правил. Этот принцип не применяется в отношении правил самоподачи, которые определяют индивидуальный успех отдельных участников делового общения. Чаще всего они изобретаются индивидуально и лежат в основе имиджа общающихся. При этом определяющая роль принадлежит не одежде (у большинства сотрудников ОПЧС она унифицирована), а манера держаться в процессе деловою общения, позе, жестах, мимике, использовании паралингвистических средств. Значимым в этом отношении является и степень авторитетности участника общения, уровень его общей и профессиональной культуры, наличие лидерских качеств, степень развития духовности.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Развитие социальных эмоций в подростковом возрасте
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний . Подросток острее испытывает соч ...

Межличностные отношения как важный фактор, влияющий на социальный статус подростка
Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее отмечаются измен ...

Новации и традиции в социокультурном процессе
В данном разделе речь пойдет об особенностях социальной культуры, общесоциальных условиях, соотношении традиций и новаций в социокультурном процессе, влияющих на отношения личности к изменениям. Изучением традиций и новаций занимаются мн ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru