Процессы и виды памяти. Возрастная динамика в дошкольном возрасте

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Процессы и виды памяти. Возрастная динамика в дошкольном возрасте

Страница 3

Этапы становления произвольной логической памяти

. К концу среднего дошкольного возраста наряду с элементарным мнемическим приемом, появляются и такие приемы, как последующие повторения и элементарная систематизация материала в целях его запоминания, начинают формироваться приемы запоминания, опирающиеся на логический анализ материала. В связи с развитием речи и мыслительной деятельности ребенка складывается его словесно–логическая память. Увеличивается объем запоминания связного текста. В старшем дошкольном возрасте значительного развития достигает словесно–логическая память. Ребенок 6–7 лет уже свободно пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенным категориям предметов или явлений, устанавливает логические связи. Все это способствует и увеличению объема запоминаемого материала. Ребенок 6–7 лет в среднем запоминает 7 предметов или их изображений из 10–15 после однократного предъявления. Дети старшего дошкольного возраста запоминают словесный материал (отдельные слова) почти с таким же успехом, что и предметный. Большую роль в продуктивности запоминания в старшем дошкольном возрасте играет то, что к 6–7 годам представления ребенка об окружающем начинают систематизироваться. Те или иные объекты относятся им к той или другой категории предметов или явлений. Последнее облегчает установление между ними логических, смысловых связей, что облегчает их запоминание. Уровни мнемической деятельности

. Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. З.М. Истомина проанализировала, как идет процесс становления произвольного и опосредствованного запоминания у дошкольников, и выделила 3 уровня: 1 уровень

– отсутствие вычленения мнемической цели, т.е. ребенок даже не осознает, что ему нужно делать. 2 уровень– наличие мнемической цели, но без применения каких – либо способов, направленных на ее осуществление. 3 уровень

– выделение мнемической цели, удержание ее и использование приемов мнемотехники. Переход от непроизвольной памяти к произвольной включает в себя два этапа

. На первом

этапе формируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или вспомнить. На втором

этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Теория конвергенции двух факторов
В начале XXв. было накоплено уже достаточно фактов о влиянии наследственности на развитие ребенка. С другой стороны, был получен большой массив данных, свидетельствующих о том, что и средовые условия тоже оказывают соответствующие воздейс ...

Понятия «инновации», «нововведения», виды, социально-психологические проблемы
К настоящему времени сложилась целая область науки – инноватика. Внутри самой инноватики появились относительно самостоятельные направления: формирование новшеств; сопротивление нововведениям; диффузия (распространение) новшеств; адаптаци ...

Основы супружеской жизни
Важнейшая социальная функция каждого из нас – это создание семьи и воспроизводство человеческого рода. Каковы же оправданные мотивы, побуждающие юношу и девушку вступить в брачный союз? Во все времена говорили, что таким мотивом является ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru