Процессы и виды памяти. Возрастная динамика в дошкольном возрасте
Этапы становления произвольной логической памяти
. К концу среднего дошкольного возраста наряду с элементарным мнемическим приемом, появляются и такие приемы, как последующие повторения и элементарная систематизация материала в целях его запоминания, начинают формироваться приемы запоминания, опирающиеся на логический анализ материала. В связи с развитием речи и мыслительной деятельности ребенка складывается его словесно–логическая память. Увеличивается объем запоминания связного текста. В старшем дошкольном возрасте значительного развития достигает словесно–логическая память. Ребенок 6–7 лет уже свободно пользуется словом для установления смысловых связей при запоминании. При помощи слова он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенным категориям предметов или явлений, устанавливает логические связи. Все это способствует и увеличению объема запоминаемого материала. Ребенок 6–7 лет в среднем запоминает 7 предметов или их изображений из 10–15 после однократного предъявления. Дети старшего дошкольного возраста запоминают словесный материал (отдельные слова) почти с таким же успехом, что и предметный. Большую роль в продуктивности запоминания в старшем дошкольном возрасте играет то, что к 6–7 годам представления ребенка об окружающем начинают систематизироваться. Те или иные объекты относятся им к той или другой категории предметов или явлений. Последнее облегчает установление между ними логических, смысловых связей, что облегчает их запоминание. Уровни мнемической деятельности
. Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. З.М. Истомина проанализировала, как идет процесс становления произвольного и опосредствованного запоминания у дошкольников, и выделила 3 уровня: 1 уровень
– отсутствие вычленения мнемической цели, т.е. ребенок даже не осознает, что ему нужно делать. 2 уровень– наличие мнемической цели, но без применения каких – либо способов, направленных на ее осуществление. 3 уровень
– выделение мнемической цели, удержание ее и использование приемов мнемотехники. Переход от непроизвольной памяти к произвольной включает в себя два этапа
. На первом
этапе формируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или вспомнить. На втором
этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.
Еще по теме:
Некоторые
психологические механизмы воздействия информатизации
Перенос навыков работы с информационных технологий на навыки традиционной деятельности может осуществляться с помощью аналогии и уподобления своей деятельности работе технического устройства.
В настоящее время предпринимаются активные по ...
Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к
отклоняющемуся поведению
Одним из проявлений трудновоспитуемого ребёнка является девиантное поведение. Под девиантным поведением подразумевается цепь проступков, лёгких правонарушений, отличающихся от криминала, то есть ненаказуемых уголовным кодексом.
Девиантно ...
Младший школьный возраст как сенситивный период для формирования художественно-эстетического
вкуса
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его формировании его художественно-эстетического вкуса.
Эстетическое развитие личности начинаетс ...