Процессы и виды памяти. Возрастная динамика в дошкольном возрасте

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Процессы и виды памяти. Возрастная динамика в дошкольном возрасте

Страница 2

– это деятельность, направленная на запоминание воспроизведение удержанного материала. В мнемической деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый ему материал, человек должен четко отделить материал, который ему предложено запомнить, от всех побочных и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер. Развитие мнемической деятельности первые 3 года жизни.

Развитие произвольной памяти у детей начинается с выделения специальных мнемических задач на запоминание и припоминание, т. к. у ребенка цель припомнить появляется раньше, чем запомнить, развитие произвольной памяти начинается развития произвольного воспроизведения. Подготовка детей к развитию у них произвольных форм памяти начинается рано. Первые занятия с детьми

от 1 года до 1 года 6 месяцев – учат самостоятельно прятать игрушки в мешок и сразу после этого воспроизводить их название. С детьми 2-го года жизни – организуются поиски спрятанных игрушек, что тоже способствует лучшему запоминанию. С детьми 3го года жизни проводят игры: «Кто ушел», «Кто, как кричит», «Что спрятано», «Какой предмет загадали». Выделение и принятие детьми мнемических целей происходит не только в игре, но и в разучивании стихотворений, наблюдении за окружающей жизнью, через изодеятельность и другие занятия. Однако мало поставить перед ребенком задачу, нужно научить его как запоминать. Важным мнемическим приемом является повторение материала в неименном виде. Дети постоянно прибегают к этому приему в своей деятельности, и выступает у детей в разнообразных формах: это повторное восприятие предметов, повторное их называние, и повторение слов в процессе называния. В этих целях с детьми проводят дидактические игры «Чудесный мешочек» и т. д., а также индивидуальную работу. Особенности памяти в младшем дошкольном возрасте

. У детей младшего дошкольного возраста еще отсутствуют процессы памяти как специальные действия, направленные на запоминание и припоминание. Как запоминание, так и припоминание в этом возрасте происходит непреднамеренно, без преднамеренных усилий со стороны ребенка в процессе выполнения им практической или игровой деятельности. Ребенок 3-4 лет запоминает и припоминает в основном связи, образовавшиеся у него на основе постоянно повторяющейся пространственной или временной смежности воздействующих объектов и явлений. Причем припоминание у него проявляется преимущественно в форме узнавания или ранее воспринимавшегося, или сходного с тем, что уже знакомо. Дети этого возраста могут воспроизвести в среднем не более 4-х предметов или их изображений из 10–15 представленных. Связный текст – стихи, потешки, сказки – ребенок запоминает с большой легкостью. Облегчают запоминание и такие немало важные факторы как: эмоциональная насыщенность, звучность и четкий ритм стихотворного текста. Существенную роль для запоминания стихотворений детьми 3-4-х лет играет сочетание речевых ритмов с ритмом движения всего тела. Это говорит о преобладании у маленьких детей двигательного и наглядно – образного видов памяти.

Механический характер запоминания в дошкольном возрасте.

Многие психологи считали, что одной из основных особенностей детской памяти является ее механичность (Штерн). Механическая память

– это память, основанная на повторении материала без его осмысления. Смирнов выделил 3 фактора

механической памяти. 1 фактор – легкое запоминание

детьми бессмысленного материала. 2 фактор

– запоминание без вникания в смысл того, что заучивает. 3 фактор

– буквальность заучивания. Механическое запоминание зависит от особого эмоционального настроения т. к. ребенок пытается осмыслить ту информацию, которую ему предлагают, запоминает ее, повторяя многократно. Механическая память – это результат низкого уровня развития мыслительной деятельности и в этом повинны взрослые. Это не является возрастной особенностью.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Психофизический параллелизм Г.В. Лейбница
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) родился в Лейпциге, в семье профессора философии Лейпцигского университета. Образование он получил в Лейпцигском и Йенском университетах, где занимался изучением логики, философии, юриспруденции и мат ...

Типы девиаций
Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено с ...

Личность учителя как инструмент педагогической деятельности
Профессия учителя относится к числу так называемых помогающих профессий. Учитель строит особые отношения с учеником – помогающие. Вот что пишет о помогающих отношениях К.Роджерс: “Это отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru