Понятие об индивидуальности. Проблема проявления индивидуальности в дошкольном возрасте

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Понятие об индивидуальности. Проблема проявления индивидуальности в дошкольном возрасте

Страница 1

Индивидуальность –

своеобразное сочетание индивидуальных свойств и психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличающее его от других людей. Имеет 2 основных

направления: биологическое

(продолжение и сохранения рода) и социальное (

приобретение самосознания, творческих способностей). Ананьев под

индивидуальностью понимает закономерную систему, состоящую из 3-х компонентов

: 1. индивид

– отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических. 2. субъект деятельности

– в процессе жизни в каждом человеке появляется свой стиль деятельности; 3. личность

– формируется под влиянием обучения. В. Русалов

говорит, что человеческая индивидуальность рассматривается наложением 2-х структур

: уникальность организма, уникальность личности

. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Личность и индивидуальность образуют единство, но не тождество. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Итак, индивидуальность

— лишь одна из сторон личности человека, особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств. Индивидуальность

выражается в

наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность мы доказываем, утверждаем. Основные параметры индивидуальности - мотивация, темперамент

, способности и характер. Соматическая типология. Э. Кречмер выделяет 4 типа

:1тип – люди астеники

(высокие, худые, длинные)- им соответствует темперамент шифотимики

(люди замкнутые, застенчивые, самоуглубленные, склонные к грусти и эмоционально холодные).2 тип - люди пикники –

люди невысокого роста, полные, круглолицые, короткая шея, они обладали циклоидным

темпераментом (от слова цикл – т. е частые перепады настроения), приятны в общении. 3 тип – люди атлеты

, атлетический тип телосложения, мышцы хорошо развиты – иксотимики

– характерна уравновешенность, в меру общительны, жизнерадостные, у них некоторое снижение интеллекта, т.е. они по сравнению с 2мя другими снижены. 4 тип –

диспластики,

т. е те, у которых диспропорция в телосложении. У. Шелдон

– его типология конституциональная

, но он сравнивал телосложение в период внутриутробного формирования. Тип темперамента человека зависит от того, какие ткани эмбриональной закладки окажутся преобладающими в процессе развития зародыша в утробе матери. Выделил 3 типа

: 1 тип- те люди, у которых в эмбриональном периоде более сильной оказалась эктодермальная прослойка (наружная прослойка), из которой формируется головной мозг и кожа человека. Эктоморфы

- т. е хорошо развит головной мозг. Тип темперамента - шизотимик

, человек замкнутый, необщительный. 2 тип – висцеротоники

, у них хорошо развиты внутренние органы: сердце, желудок. Их называют эндоморфы

. Тип темперамента - циклоиды, склонны к перепадам настроения. 3 тип – соматотоники

мезоморфы

. У них хорошо развиты тело, мышцы, т. е. они атлетики. Поэтому они уверены, энергичны, склонны к доминированию, агрессии. Темперамент –

динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках. Основные свойства темперамента: Сензитивность

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Когда речь идет о психологической готовности к школе, предполагают и интеллектуальную, эмоционально-этическую, волевую и мотивационную подготовленность ребенка. Конкретное содержание каждого из этих компонентов не является стабильным, оно ...

Организация и методическое обеспечение
Целью и ориентиром исследования являлось проверка гипотезы, лежащей в основе всей работы, о широких возможностях использования игры как средства оптимизации процесса социальной адаптации детей с ЗПР дошкольного возраста. Именно это опреде ...

Осознание причинности и проблема интерпретации собственного поведения
В психологии проблема осознания исследовалась в рамках экспериментально-теоретического анализа сознания. В глубинной психологии [17],[55] анализ осознания осуществлялся в контексте учения о бессознательной области в психике человека. Под ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru