Понятие об индивидуальности. Проблема проявления индивидуальности в дошкольном возрасте
Индивидуальность –
своеобразное сочетание индивидуальных свойств и психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличающее его от других людей. Имеет 2 основных
направления: биологическое
(продолжение и сохранения рода) и социальное (
приобретение самосознания, творческих способностей). Ананьев под
индивидуальностью понимает закономерную систему, состоящую из 3-х компонентов
: 1. индивид
– отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических. 2. субъект деятельности
– в процессе жизни в каждом человеке появляется свой стиль деятельности; 3. личность
– формируется под влиянием обучения. В. Русалов
говорит, что человеческая индивидуальность рассматривается наложением 2-х структур
: уникальность организма, уникальность личности
. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Личность и индивидуальность образуют единство, но не тождество. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Итак, индивидуальность
— лишь одна из сторон личности человека, особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств. Индивидуальность
выражается в
наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность мы доказываем, утверждаем. Основные параметры индивидуальности - мотивация, темперамент
, способности и характер. Соматическая типология. Э. Кречмер выделяет 4 типа
:1тип – люди астеники
(высокие, худые, длинные)- им соответствует темперамент шифотимики
(люди замкнутые, застенчивые, самоуглубленные, склонные к грусти и эмоционально холодные).2 тип - люди пикники –
люди невысокого роста, полные, круглолицые, короткая шея, они обладали циклоидным
темпераментом (от слова цикл – т. е частые перепады настроения), приятны в общении. 3 тип – люди атлеты
, атлетический тип телосложения, мышцы хорошо развиты – иксотимики
– характерна уравновешенность, в меру общительны, жизнерадостные, у них некоторое снижение интеллекта, т.е. они по сравнению с 2мя другими снижены. 4 тип –
диспластики,
т. е те, у которых диспропорция в телосложении. У. Шелдон
– его типология конституциональная
, но он сравнивал телосложение в период внутриутробного формирования. Тип темперамента человека зависит от того, какие ткани эмбриональной закладки окажутся преобладающими в процессе развития зародыша в утробе матери. Выделил 3 типа
: 1 тип- те люди, у которых в эмбриональном периоде более сильной оказалась эктодермальная прослойка (наружная прослойка), из которой формируется головной мозг и кожа человека. Эктоморфы
- т. е хорошо развит головной мозг. Тип темперамента - шизотимик
, человек замкнутый, необщительный. 2 тип – висцеротоники
, у них хорошо развиты внутренние органы: сердце, желудок. Их называют эндоморфы
. Тип темперамента - циклоиды, склонны к перепадам настроения. 3 тип – соматотоники
– мезоморфы
. У них хорошо развиты тело, мышцы, т. е. они атлетики. Поэтому они уверены, энергичны, склонны к доминированию, агрессии. Темперамент –
динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках. Основные свойства темперамента: Сензитивность
Еще по теме:
Общие принципы возрастного психического развития
В развитии психики ребенка выделяется ряд возрастных периодов с характерными особенностями формирования восприятия и мышления, других высших психических функций (ВПФ), а также свойственной для каждого из них сенситивностью, специфической ...
Подходы к изучению сознания в психологии
Понятие сознания в разных гуманитарных науках имеет различный смысл. В социологии антонимом сознательности выступает стихийность, а в философском плане сознание – форма отражения бытия» [37, с.4] В данном случае речь идёт о «представленно ...
Психическая деятельность и вызванные потенциалы
Вызванный потенциал— электрическая реакция мозга на внешний раздражитель или на выполнение умственной (когнитивной) задачи. Наиболее широко используемыми раздражителями являются визуальные для регистрации зрительных ВП, звуковые для регис ...



