Понятие об индивидуальности. Проблема проявления индивидуальности в дошкольном возрасте

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Понятие об индивидуальности. Проблема проявления индивидуальности в дошкольном возрасте

Страница 1

Индивидуальность –

своеобразное сочетание индивидуальных свойств и психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличающее его от других людей. Имеет 2 основных

направления: биологическое

(продолжение и сохранения рода) и социальное (

приобретение самосознания, творческих способностей). Ананьев под

индивидуальностью понимает закономерную систему, состоящую из 3-х компонентов

: 1. индивид

– отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических. 2. субъект деятельности

– в процессе жизни в каждом человеке появляется свой стиль деятельности; 3. личность

– формируется под влиянием обучения. В. Русалов

говорит, что человеческая индивидуальность рассматривается наложением 2-х структур

: уникальность организма, уникальность личности

. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Личность и индивидуальность образуют единство, но не тождество. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Итак, индивидуальность

— лишь одна из сторон личности человека, особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств. Индивидуальность

выражается в

наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность мы доказываем, утверждаем. Основные параметры индивидуальности - мотивация, темперамент

, способности и характер. Соматическая типология. Э. Кречмер выделяет 4 типа

:1тип – люди астеники

(высокие, худые, длинные)- им соответствует темперамент шифотимики

(люди замкнутые, застенчивые, самоуглубленные, склонные к грусти и эмоционально холодные).2 тип - люди пикники –

люди невысокого роста, полные, круглолицые, короткая шея, они обладали циклоидным

темпераментом (от слова цикл – т. е частые перепады настроения), приятны в общении. 3 тип – люди атлеты

, атлетический тип телосложения, мышцы хорошо развиты – иксотимики

– характерна уравновешенность, в меру общительны, жизнерадостные, у них некоторое снижение интеллекта, т.е. они по сравнению с 2мя другими снижены. 4 тип –

диспластики,

т. е те, у которых диспропорция в телосложении. У. Шелдон

– его типология конституциональная

, но он сравнивал телосложение в период внутриутробного формирования. Тип темперамента человека зависит от того, какие ткани эмбриональной закладки окажутся преобладающими в процессе развития зародыша в утробе матери. Выделил 3 типа

: 1 тип- те люди, у которых в эмбриональном периоде более сильной оказалась эктодермальная прослойка (наружная прослойка), из которой формируется головной мозг и кожа человека. Эктоморфы

- т. е хорошо развит головной мозг. Тип темперамента - шизотимик

, человек замкнутый, необщительный. 2 тип – висцеротоники

, у них хорошо развиты внутренние органы: сердце, желудок. Их называют эндоморфы

. Тип темперамента - циклоиды, склонны к перепадам настроения. 3 тип – соматотоники

мезоморфы

. У них хорошо развиты тело, мышцы, т. е. они атлетики. Поэтому они уверены, энергичны, склонны к доминированию, агрессии. Темперамент –

динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках. Основные свойства темперамента: Сензитивность

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Механизм грамматического структурирования в речевой деятельности ребенка дошкольного возраста
На основе исследований, обозначенных выше, можно следующим образом представить функционирование грамматического компонента языковой способности в речевой деятельности. Речевая деятельность — это речь, направленная на достижение определенн ...

Коррекционно-развивающая программа «Я и мир вокруг меня: путь к взаимопониманию»
Ход всей коррекционно-развивающей работы и содержание воздействия определялось программой по оптимизации процесса социальной адаптации посредством игровой деятельности, предназначенной для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Возмож ...

Тренинг эмоциональной саморегуляции как средство снижения уровня эмоционального выгорания
Подробнее остановимся на теоретическом обосновании эффективности тренинга эмоциональной саморегуляции. Следует отметить, что существуют естественные способы регуляции и собственно способы саморегуляции. Рассмотрим естественные способы ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru