Понятие об индивидуальности. Проблема проявления индивидуальности в дошкольном возрасте
Индивидуальность –
своеобразное сочетание индивидуальных свойств и психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличающее его от других людей. Имеет 2 основных
направления: биологическое
(продолжение и сохранения рода) и социальное (
приобретение самосознания, творческих способностей). Ананьев под
индивидуальностью понимает закономерную систему, состоящую из 3-х компонентов
: 1. индивид
– отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических. 2. субъект деятельности
– в процессе жизни в каждом человеке появляется свой стиль деятельности; 3. личность
– формируется под влиянием обучения. В. Русалов
говорит, что человеческая индивидуальность рассматривается наложением 2-х структур
: уникальность организма, уникальность личности
. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Личность и индивидуальность образуют единство, но не тождество. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Итак, индивидуальность
— лишь одна из сторон личности человека, особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств. Индивидуальность
выражается в
наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность мы доказываем, утверждаем. Основные параметры индивидуальности - мотивация, темперамент
, способности и характер. Соматическая типология. Э. Кречмер выделяет 4 типа
:1тип – люди астеники
(высокие, худые, длинные)- им соответствует темперамент шифотимики
(люди замкнутые, застенчивые, самоуглубленные, склонные к грусти и эмоционально холодные).2 тип - люди пикники –
люди невысокого роста, полные, круглолицые, короткая шея, они обладали циклоидным
темпераментом (от слова цикл – т. е частые перепады настроения), приятны в общении. 3 тип – люди атлеты
, атлетический тип телосложения, мышцы хорошо развиты – иксотимики
– характерна уравновешенность, в меру общительны, жизнерадостные, у них некоторое снижение интеллекта, т.е. они по сравнению с 2мя другими снижены. 4 тип –
диспластики,
т. е те, у которых диспропорция в телосложении. У. Шелдон
– его типология конституциональная
, но он сравнивал телосложение в период внутриутробного формирования. Тип темперамента человека зависит от того, какие ткани эмбриональной закладки окажутся преобладающими в процессе развития зародыша в утробе матери. Выделил 3 типа
: 1 тип- те люди, у которых в эмбриональном периоде более сильной оказалась эктодермальная прослойка (наружная прослойка), из которой формируется головной мозг и кожа человека. Эктоморфы
- т. е хорошо развит головной мозг. Тип темперамента - шизотимик
, человек замкнутый, необщительный. 2 тип – висцеротоники
, у них хорошо развиты внутренние органы: сердце, желудок. Их называют эндоморфы
. Тип темперамента - циклоиды, склонны к перепадам настроения. 3 тип – соматотоники
– мезоморфы
. У них хорошо развиты тело, мышцы, т. е. они атлетики. Поэтому они уверены, энергичны, склонны к доминированию, агрессии. Темперамент –
динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках. Основные свойства темперамента: Сензитивность
Еще по теме:
Понятие психики. Истоки психики живых существ
Для более тонкого понимания заданной темы обратимся к трактовке терминов "психика" и "высшие млекопитающие".
В "Словаре по профориентации и психологической поддержке" читаем: психика - свойство живых, высоко ...
Социальный статус семьи и её основные
функции
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной ад ...
Описание методики и параметры интерпретации
Ребенок не может рассматриваться отдельно от семьи. Не имеет, значение, будет это биологическая, заменяющая, искусственная, или даже придуманная семья для ребенка – это всепроникающая реальность, глубоко влияющая на представление о себе и ...