Проблема становления межличностных отношений в детском коллективе. Особенности социометрической структуры группы детского сада
к деловым мотивам можно отнести качество сверстников, как участников игр – забав. Чем эмоциональнее партнер, тем выше вероятность, что он будет достойным партнером по игре. Наиболее распространенным в контактах является регулирование действий ровесника и управление его поведением т.е указания по поводу того, как должен вести себя. Поэтому наблюдается большое количество внешних конфликтов. Появляются и познавательные контакты, но чаще всего они наполнены личностными смыслами, ребенок привлекает к себе внимание. Личностные
мотивы доминирующие в этом возрасте, ребенок занимает позицию превосходства, стремиться управлять партнером, как вербальными, так и невербальными средствами. В 4-е – 5-ть летпреобладающими являются деловые контакты в рамках сюжетно – ролевой игры. Познавательные мотивы
– для этого возраста характерно, что ребенок ищет не источник информации в своих контактах, а сам демонстрирует свои познания. Сохраняется позиция превосходства над сверстниками, но ребенок уже учиться и способен учитывать мнения другого ребенка. В 5-ть – 6-ть лет
общение происходит в основном в игре. Игра строиться на речевом, вербальном объекте. Умеют договариваться, поэтому число невербальных актов резко падает. Познавательные контакты представляются в канве деловых. Обычно они представляют собой развернутые сообщения в ходе игры, о каком либо явлении или сфере жизни. Могут быть представлены следующими вариантами: 1.
утверждение своего превосходства в знаниях; 2
. решение общей задачи; 3.подтверждение сверстниками правильности понимания ребенка. Личностные мотивы
. Сохраняется позиция превосходства, которая часто сопровождается насмешками, не принятием в игру, отвержением, актами агрессии. Однако в этом возрасте возникает и способность признавать достоинства сверстника. Поэтому в этом возрасте возможна дружба, симпатия, появляется степень доверительности – секреты. В 6-ть–7-мь лет
деловые мотивы общения охватывают не только игру, Нои решение каких – то жизненных проблем, поэтому деловые мотивы обрастают познавательными мотивами. В этом возрасте познавательные мотивывыходят на первый план – дети способны выдвигать гипотезы, объяснять причины разных явлений. Личные мотивы
по прежнему значимы, но здесь они уже ребенок благодаря личным достоинствам находиться в референтной группе (значимой группе, значимые люди). Очень многие психологи считают, что социальная успешность в группе сверстников определяется наличием у ребенка операциональных и личностных компонентов игровой деятельности. Операциональный компонент– это владение игровыми умениями и навыками, т.е. умение играть. Личные компоненты
– это личностные свойства и качества, которые способствуют установлению контактов в игре. В игровой деятельности обычно выделяют внешний план и внутренний план отношений. Внешний план
отношений – это отношения, которые могут быть наблюдаемы извне. Внутренний планотношений – это истинные симпатии, антипатии детей, которые существуют вне игры, и могут наблюдаться как в игре, вне игры. Внешний и внутренний план отношений порождает разного вида конфликты. Внешний психологический конфликт
, который возникает в результате противоречий, при организации игры, при выборе роли. А внутренние психологические
Еще по теме:
Эрих Фромм. Искусство любить
Эта книга не дает инструкций в искусстве любви. Эта книга, как раз напротив, ставит целью показать, что любовь – не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости, что удовлетво ...
Межличностные отношения как важный фактор, влияющий на социальный статус
подростка
Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее отмечаются измен ...
Социально-психологические исследования восприятия нового
Нововведения с точки зрения социальной психологии изучает довольно большая группа авторов: Г.М. Андреева, В.И. Антонюк, В.И. Белоусов, В.В. Бессоненко, В.Ф. Галыгин, Ф. Генов, Н.А. Ильина, Г.И. Максимов, Г. Моченов, И. Перлаки, Л.И. Подле ...