Проблема становления межличностных отношений в детском коллективе. Особенности социометрической структуры группы детского сада
Социальные контакты
между детьми уже возможны уже на 1ом году жизни. Этой проблемой занималась Царегородцева. Основными контактами являются познав-е и эмоц-е. Познав-е контакты – дети стараются рассмотреть лицо, руки, пощупать одежду. Чаще всего познание живого и неживого объекта. Наибольший удельный вес имеют эмоц-е контакты, Они сопровождаются экспрессивными реакциями. Обычно они бывают положительного плана, но дети могут демонстрировать сопротивление и досаду неосторожных действий партнера. Появляются попытки «показать себя»- ребенок начинает к концу года привлекать партнера либо игрушкой, либо необычным экспрессивным действием. В присутствии сверстников ребенок как-бы «творит» свое поведение, фантазирует, изобретает, обычно образцам поведения не подражая. В период раннего возраста доминирующими являются ориентировочно – исследовательские действия. Направленные на изучение объекта физических качеств сверстника (разглядывание лица, фигуры, одежды, наблюдения за действиями партнера). В1-ом полугодии 2-го года жизни
эти контакты являются более распространенными, когда ребенок, проверяя объективные данные у сверстника проверяет их со своими данными. Очень широко представлены эмоциональные контакты, которые носят форму обычных забав, и бывает очень непродолжительными. Общие забавы – это когда инициативные, реактивные действия в этом возрасте представлены по-разному. У детей низкая чувствительность к воздействиям партнера по общению. Чаще всего они сами выступают инициаторами контактов, особенно если это касается игрушек. До 3-х лет потребность
в общении ребенка начинает себя проявлять, однако сверстник по – прежнему остается для ребенка мало привлекательным объектом, хотя потребность в общении продолжает оформляться. К 5-ти годам
у ребенка по данным Лисиной, Смирновой потребность в общении себя явно обнаруживает, поэтому возраст от3х до 5ти лет можно считать возрастом оформления потребности. В исследованиях Лисиной показано, что содержание потребности в общении включает 3
компонента: 1. потребность
в доброжелательном внимании; 2. в игровом
сотрудничестве; 3. в
сопереживании
. Младшими дошкольниками
преимущество реализуется в доброжелательном внимании, незначительным остается игровое сотрудничество и отсутствие желаний поделиться своими переживаниями. В средней группе
соотношение таковое же, но усиливается стремление к доброжелательному вниманию со стороны сверстников. В старшем д/в
увеличивается потребность в игровом сотрудничестве, а также появляется стремление поделиться переживаниями. Среди мотивов общения с период д/в можно выделить 3 группы мотивов:- 1 гр
. Игровыеили деловые; - 2 гр. Познавательные
мотивы, которые реализуются за счет того, что ребенок может получить информацию от другого ребенка; - 3гр. Личностные
мотивы, которые проявляются в 2 х вариантах: 1 в
. - ребенок включается в любое дело, которым занимается сверстник, ради того, чтобы сравнить его и свои потребности; 2 в -
когда ровесник выступает ценителем тех достоинств, тех качеств, которые ребенок уже выделил в себе и результате действия этого мотива появляются устойчивые познания к себе и к ровеснику, либо равенство со сверстником, либо превосходство в сторону сверстника, либо в свою. Личностные мотивы лежат в основе формирования самооценки. Соотношение мотивов различное. В 3 и – 4-ре года
Еще по теме:
Анализ группового конфликта
Эффективность действий по овладению конфликтом будет зависеть от точности анализа ситуации. Групповые конфликты несут в себе наиболее разрушительные последствия. Даже в небольшом коллективе они выступают как мощная разрушительная сила. Оч ...
Понятие ответственности в психологической науке
ответственность младший школьник
Ответственность - специфическая для зрелой личности форма саморегуляции и самодетерминации, выражающаяся в осознании себя как причины совершаемых поступков и их последствий и в осознании и контроле своей ...
Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности
Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессиональная деятельность. Человек как субъект деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональному виду труда, как главному направлению ст ...