Проблема становления межличностных отношений в детском коллективе. Особенности социометрической структуры группы детского сада

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Проблема становления межличностных отношений в детском коллективе. Особенности социометрической структуры группы детского сада

Страница 3

конфликты

скрыты от наблюдателя, и, как правило порождаются внутренними противоречиями, а именно когда ребенок хочет играть, захватить главную роль, но ему для этого не хватает игровых способностей и возможностей. А. Рояк

считает, что во внутренние конфликты нужно вмешиваться, поскольку они могут вести к невротическим состояниям. Во внутреннем конфликте существует определенная динамика. К 4м годам владение игровыми действиями становиться главным для возможных отношений, т.е. ребенок предпочитает общаться с агрессивным, грубым ребенком, но владеющим какими – то игровыми действиями, и может предложить что – то интересное в игре. Отвергаются помимо детей, не владеющих игровыми действиями, медлительные дети, либо с ярко выраженными гипердинамическими проявлениями. Отвергаемые дети, поэтому не могут удовлетворить свою потребность ни в игре, нив общении. На втором этапе

эта категория отвергнутых детей демонстрирует желание не ходить в детский сад. Здесь же дети по-прежнему демонстрируют позитивное отношение и к сверстникам. Обычно это бывает во второй половине средней группы. На третьем этапе

формируются внутриличностные конфликты. Дети начинают демонстрировать агрессию, мешают играть, но от этого страдают еще больше, т. к их за это не наказывают. Моральным суждениям

детей посвящено немало интересных исследований, основа которых была заложена Ж. Пиаже

. Анализируя рассуждения детей, он сделал заключение о том, что от 5 до 12 лет моральные представления детей меняются от нравственного реализма на убеждения, что каждый имеет право на уважение и на свое представление о справедливости. Младшие дети полагают, что законы морали незыблемы, они установлены властью старших, их нельзя менять, и они не допускают исключений. В период нравственного реализма дети оценивают действия по их последствиям, а не по намерениям людей. Идеи Пиаже

о развитии моральных суждений расширил и углубил Л. Кольберг

, который выделил три уровня нравственных суждений: доусловный, традиционный и посттрадиционный. Дети до 10—11 лет остаются преимущественно на доусловном уровне, когда они дают оценку тем или иным действиям, исходя из их последствий. Ж. Пиаже и Л. Кольберг полагали, что смена стадий нравственного развития связана с общим когнитивным развитием ребенка. Развивающаяся децентрация, т. е. способность понимать и принимать чужую точку зрения, определяет нравственное развитие детей, которое фактически отождествляется с развитием моральных суждений. Вместе с тем известно, что уровень моральных суждений и оценок ребенка далеко не всегда отражается на его конкретных поступках. Одним из наиболее эффективных методов формирования морального поведения является развитие представлений ребенка о собственном соответствии положительным моральным эталонам и способности к моральной оценке своих поступков. Моральное поведение рассматривается как конфликтное, осуществляемое вопреки непосредственным желаниям ребенка. Такое поведение является произвольным и опосредованным моральными нормами. Его основным мотивом являются стремление соответствовать моральным образцам и повышение собственной самооценки. В отличие от этого, моральное поведение, основанное на нравственных чувствах (т. е. на сопереживании, эмпатии, в чувствовании в другого), является непосредственным и непроизвольным. Его мотивом становятся переживания другого человека. Развитие социальных чувств детей д/в изучались Е. Смирновой и В. Утробиной, путем исследования возрастной динамики отношения ребенка к сверстнику на протяжении д/в, и выявили существенные различия. В младшей возрастной группе

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru