Невербальное поведение: структура и функции
5. выступает в качестве маскировки «Я-личности»;
6. является средством идентификации партнёров по общению;
7. выполняет функцию социальной стратификации;
8. выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений;
9. выражает качество и изменение взаимоотношений партнёров по общению, формирует эти отношения;
10. является индикатором актуальных психических состояний личности;
11. выполняет функцию экономии речевого сообщения;
12. выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
13. выполняет функцию контроля аффекта, его нейтрализации или создания социально-значимого эффективного отношения;
14. выполняет функцию разрядки, облегчения, регулирует процесс возбуждения;
15. является одним из показателей общей психомоторной активности субъекта.
Жесты, позы, интонации, мимика – это целостная подструктура невербального поведения, наделённая динамичностью, изменчивостью и в то же время константностью, многозначностью и одновременно «ёмкой однозначностью».
Хотелось бы подчеркнуть преимущества метода наблюдения, при помощи которого мы исследовали невербальное поведение личности:
· Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
· Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
· Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
· Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
Оперативность получения информации
Относительная дешевизна метода
Недостатки метода наблюдения
Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования)
· Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения.
Опознание невербального поведения – это сложный процесс, включающий когнитивные и аффективные компоненты. Основные способы опознания невербального поведения сводятся к следующим: эмпатия-вчувствование, сопереживание, имитирование-подражание, проецирование, опознание невербального поведения через анализ ситуации общения или речевого поведения общающихся.
Выделены специфические для опознания невербального поведения характеристики процесса: опознание осуществляется в ходе непосредственного взаимодействия с другими людьми непроизвольно, свёрнуто.
Еще по теме:
Основание эмпирической психологии в творчестве Джона Локка
эмпирический психофизический параллелизм познание
Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632— 1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель, идеолог революции 168 ...
Особенности самосознания подростков
Личность – это конкретный человек, как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в процессе становления человека, в общении и жизнедеятельности. Каждая личность индивидуальна и оригинальна совокупностью своих свойств. На ран ...
Врожденные, генетические и приобретенные сигналы
Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другим путем. Доказатель ...