Невербальное поведение: структура и функции
5. выступает в качестве маскировки «Я-личности»;
6. является средством идентификации партнёров по общению;
7. выполняет функцию социальной стратификации;
8. выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений;
9. выражает качество и изменение взаимоотношений партнёров по общению, формирует эти отношения;
10. является индикатором актуальных психических состояний личности;
11. выполняет функцию экономии речевого сообщения;
12. выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
13. выполняет функцию контроля аффекта, его нейтрализации или создания социально-значимого эффективного отношения;
14. выполняет функцию разрядки, облегчения, регулирует процесс возбуждения;
15. является одним из показателей общей психомоторной активности субъекта.
Жесты, позы, интонации, мимика – это целостная подструктура невербального поведения, наделённая динамичностью, изменчивостью и в то же время константностью, многозначностью и одновременно «ёмкой однозначностью».
Хотелось бы подчеркнуть преимущества метода наблюдения, при помощи которого мы исследовали невербальное поведение личности:
· Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
· Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
· Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
· Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
Оперативность получения информации
Относительная дешевизна метода
Недостатки метода наблюдения
Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования)
· Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения.
Опознание невербального поведения – это сложный процесс, включающий когнитивные и аффективные компоненты. Основные способы опознания невербального поведения сводятся к следующим: эмпатия-вчувствование, сопереживание, имитирование-подражание, проецирование, опознание невербального поведения через анализ ситуации общения или речевого поведения общающихся.
Выделены специфические для опознания невербального поведения характеристики процесса: опознание осуществляется в ходе непосредственного взаимодействия с другими людьми непроизвольно, свёрнуто.
Еще по теме:
Методологический инструментарий в социологическом исследовании
субкультурных явлений
Научно-методологический инструментарий для исследования субкультурных явлений представляет собой совокупность концептуально взаимосвязанных методов, подходов, принципов, критериев и т.п. Наряду с этим в методологию включен инструментарий ...
Развитие и формирование личности депривированного ребёнка
Уже вскоре после рождения ребенка происходят события, имеющие важное значение для формирования его будущей личности: становление общения в ходе контактов с близкими взрослыми. Общение имеет прямое отношение к развитию личности детей потом ...
Проблема соотношения общего и особенного в старшем
дошкольном и младшем школьном возрастах
Для психологов совершенно очевидно, что взрослым, воспитывающим и обучающим детей, общающимся с ними и работающим в направлении их развития, обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей. Дошкольное и младшее школьное детство г ...



