Невербальное поведение: структура и функции
5. выступает в качестве маскировки «Я-личности»;
6. является средством идентификации партнёров по общению;
7. выполняет функцию социальной стратификации;
8. выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений;
9. выражает качество и изменение взаимоотношений партнёров по общению, формирует эти отношения;
10. является индикатором актуальных психических состояний личности;
11. выполняет функцию экономии речевого сообщения;
12. выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
13. выполняет функцию контроля аффекта, его нейтрализации или создания социально-значимого эффективного отношения;
14. выполняет функцию разрядки, облегчения, регулирует процесс возбуждения;
15. является одним из показателей общей психомоторной активности субъекта.
Жесты, позы, интонации, мимика – это целостная подструктура невербального поведения, наделённая динамичностью, изменчивостью и в то же время константностью, многозначностью и одновременно «ёмкой однозначностью».
Хотелось бы подчеркнуть преимущества метода наблюдения, при помощи которого мы исследовали невербальное поведение личности:
· Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
· Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
· Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
· Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
Оперативность получения информации
Относительная дешевизна метода
Недостатки метода наблюдения
Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования)
· Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения.
Опознание невербального поведения – это сложный процесс, включающий когнитивные и аффективные компоненты. Основные способы опознания невербального поведения сводятся к следующим: эмпатия-вчувствование, сопереживание, имитирование-подражание, проецирование, опознание невербального поведения через анализ ситуации общения или речевого поведения общающихся.
Выделены специфические для опознания невербального поведения характеристики процесса: опознание осуществляется в ходе непосредственного взаимодействия с другими людьми непроизвольно, свёрнуто.
Еще по теме:
Коммуникативная рефлексия
При рассмотрении кооперативного аспекта рефлексии она трактуется как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как его «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней (Щедровицкий Г.П.). Г.П.Щедровицкий рассматривает рефлексию исхо ...
Особенности восприятия ребенком художественных, музыкальных произведений,
произведений изобразительного искусства
Эстетическое восприятие
– это восприятие чувства прекрасного, красоты посредством эстетического воспитания. Эстетическое восприятие включает 3 компонента
:1.
интеллектуальные; 2
. эмоционально – волевые моменты; 3.
познавательная сторо ...
Психологические особенности младших школьников
психологический школьник учебный эмоциональный
Прежде чем перейти к рассмотрению психологических особенностей младших школьников необходимо дать определение, что же такое младший школьный возраст.
По мнению Крутецкого В.А. младшим школь ...