Невербальное поведение: структура и функции
Ещё одной подструктурой кинесики являются движения глаз или, как принято называть, контакт глаз. Систематическое исследование проблемы контакта глаз началось Р. Экслайном и М. Аргайлом. Этими авторами было установлено, что направление взгляда зависит от его фиксации в общении, от содержания общения, от индивидуальных различий, от характера взаимоотношений и от предшествовавшего развития этих взаимоотношений.
Итак, выразительные движения выполняют осведомительную и регулятивную функции в процессе общения, являются своеобразным языком общения. Их роль заключается в том, чтобы усилить эмоциональную насыщенность сказанного, создать объективный фон словесного содержания, поднять его выразительность и силу.
Невербальные коммуникации могут выполнять все основные функции языковых знаков, то есть фактически заменять текст. Человек в ситуации общения реализует некоторую коммуникативную программу, накладывая на неё вербальную форму. Доктор филологических наук, один из крупнейших представителей отечественной психолингвистики И.Н Горелов, проанализировав множество литературных примеров, пришёл к заключению, что вербальная часть сообщения обычно «накладывается» на предварительно развёрнутую схему невербальных компонентов.
Следующая система отражения, которую мы рассмотрим, - акустическая. Известно, что многочисленные характеристики голоса человека создают его образ, способствуют распознании его состояний, выявлению психической индивидуальности. Сюда относятся явления высоты, тона, длительности, силы звука, ударения, тембра голоса. Важную роль играет интонация – ритмико-мелодическая сторона речи. Помимо таких функций, как дополнение, замещение, предвосхищение речевого высказывания, а также регулирование речевого потока, акцентирования внимания на ту или иную часть вербального сообщения, интонация выполняет функцию экономии речевого высказывания. Это в очередной раз доказывает, что невербальное поведение личности полифункционально.
Перейдём к рассмотрению элементов, входящих в структуру невербального поведения, особая роль среди которых отводится мимике. Данные экспериментальной психологии и физиологии свидетельствуют о том, что эмоциональные проявления складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций. Механизм двойной регуляции внешних выражений эмоций объясняет советский физиолог, создатель теории функциональных систем, академик П.К. Анохин: «Моторные нейроны лицевого нерва у человека находятся в двойной зависимости. С одной стороны, они находятся под влиянием субкортикальных связей, с другой стороны, под контролем коры. Обе формы связей лицевого нерва и определяют всё разнообразие мимических выражений».
Мимика выражается в четырёх зонах: подбородок, ноздри носа, глаза (брови и веки), лоб. Всесторонний анализ мимических выражений даёт информацию об общей «мимической одарённости» личности, которая раскрывается через следующие характеристики:
1. сильная – слабая; неопределённая – красноречивая; беспорядочная, судорожная, гармоничная мимика;
2. разнообразие мимических картин, быстрота смены мимических формул, способность передавать нюансы;
3. мимика стереотипная, индивидуальная.
Целостность, динамичность – главные характеристики мимики как элемента невербального поведения личности. На основе этих особенностей мимики можно указать на следующую, чётко определённую советским лингвистом и психологом Н.И. Жинкиным: «…изменение какого-либо компонента ансамбля следует рассматривать как изменение смысла всей структуры». То же можно использоваться в качестве характеристики всего невербального поведения личности.
Эксперт в области психологии общения, коммуникаций и психологии межличностных взаимоотношений Лейла Лаундесс в своей книге «Как говорить с кем угодно о чём угодно» подняла проблему широко известной «голливудской улыбки». Принцип, укоренившийся в Америке в воспитании каждого ребёнка – это умение в любой ситуации отреагировать широкой улыбкой. По мнению Л.Лаундес, это вносит в отношения между людьми неискренность и делает их неоднозначными.
За единицу анализа был принят сложный мимический признак. На физиологическом уровне он включает ряд характеристик: направление движения лицевых мышц, отношения между движениями мышц, интенсивность, напряжение мышц лица. Педагог и психолог П.П. Блонский писал: «Психолог не должен игнорировать знание мускулов, но его реальная единица – движение сочленений, то есть то или другое движение черт лица.
Рисунок 2 наглядно демонстрирует константные комплексы признаков для каждого состояния.
Рисунок 2
|  
 Части и элементы лица  |   
 Мимические признаки эмоциональных состояний  |   
 Экспрессивное Я личности  |  |||||
|  
 Гнев  |   
 Презрение  |   
 Страдание  |   
 Страх  |   
 Удивление  |   
 Радость  |  ||
|  
 Положение рта  |   
 Рот открыт  |   
 Рот закрыт  |   
 Рот открыт  |   
 Рот закрыт  |  |||
|  
 Губы  |   
 Уголки губ опущены  |   
 Уголки губ приподняты  |  |||||
|  
 Форма глаз  |   
 Глаза раскрыты или припущены  |   
 Глаза сужены  |   
 Глаза широко раскрыты  |   
 Глаза прищурены или раскрыты  |  |||
|  
 Яркость глаз  |   
 Глаза блестят  |   
 Глаза тусклые  |   
 Блеск глаз не выражен  |   
 Глаза блестят  |  |||
|  
 Положение бровей  |   
 Брови сдвинуты к переносице  |   
 Брови подняты вверх  |  |||||
|  
 Уголки бровей  |   
 Внешние уголки бровей подняты вверх  |   
 Внутренние уголки бровей подняты вверх  |  |||||
|  
 Лоб  |   
 Вертикальные складки на лбу и переносице  |   
 Горизонтальные складки на лбу  |  |||||
|  
 Подвижность лица и его частей  |   
 Лицо динамичное  |   
 Лицо застывшее  |   
 Лицо динамичное  |   
 133  |  |||
Еще по теме:
Страхи у детей с аутизмом
	 
Страх не может быть оценен однозначно как отрицательный симптом. Если он препятствует адаптации ребенка к окружению, порождает неадекватное поведение, является тормозом в развитии, то это – патологический способ реагирования, требующий ко ...
	
Основные этапы развития общения
	 
В психологи представлены основные этапы, как и в каком возрасте, общение начинает влиять на развитие. Вкратце о них: 
1. Ребенок, которому отроду 3 месяца начинает познавать общение обычной мимикой и жестикуляцией. 
2. В возрасте до года, ...
	
Выводы
	 
Проделанная работа позволила сделать следующие выводы: 
1. Популярные подростки отличаются от своих непопулярных сверстников явно выраженными проявлениями коммуникативной и предметной рефлексии. 
Популярные подростки характеризуются устой ...
	



