Невербальное поведение: структура и функции

Материалы » Поведение человека как объект наблюдения. Единицы наблюдения » Невербальное поведение: структура и функции

Страница 2

Ещё одной подструктурой кинесики являются движения глаз или, как принято называть, контакт глаз. Систематическое исследование проблемы контакта глаз началось Р. Экслайном и М. Аргайлом. Этими авторами было установлено, что направление взгляда зависит от его фиксации в общении, от содержания общения, от индивидуальных различий, от характера взаимоотношений и от предшествовавшего развития этих взаимоотношений.

Итак, выразительные движения выполняют осведомительную и регулятивную функции в процессе общения, являются своеобразным языком общения. Их роль заключается в том, чтобы усилить эмоциональную насыщенность сказанного, создать объективный фон словесного содержания, поднять его выразительность и силу.

Невербальные коммуникации могут выполнять все основные функции языковых знаков, то есть фактически заменять текст. Человек в ситуации общения реализует некоторую коммуникативную программу, накладывая на неё вербальную форму. Доктор филологических наук, один из крупнейших представителей отечественной психолингвистики И.Н Горелов, проанализировав множество литературных примеров, пришёл к заключению, что вербальная часть сообщения обычно «накладывается» на предварительно развёрнутую схему невербальных компонентов.

Следующая система отражения, которую мы рассмотрим, - акустическая. Известно, что многочисленные характеристики голоса человека создают его образ, способствуют распознании его состояний, выявлению психической индивидуальности. Сюда относятся явления высоты, тона, длительности, силы звука, ударения, тембра голоса. Важную роль играет интонация – ритмико-мелодическая сторона речи. Помимо таких функций, как дополнение, замещение, предвосхищение речевого высказывания, а также регулирование речевого потока, акцентирования внимания на ту или иную часть вербального сообщения, интонация выполняет функцию экономии речевого высказывания. Это в очередной раз доказывает, что невербальное поведение личности полифункционально.

Перейдём к рассмотрению элементов, входящих в структуру невербального поведения, особая роль среди которых отводится мимике. Данные экспериментальной психологии и физиологии свидетельствуют о том, что эмоциональные проявления складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций. Механизм двойной регуляции внешних выражений эмоций объясняет советский физиолог, создатель теории функциональных систем, академик П.К. Анохин: «Моторные нейроны лицевого нерва у человека находятся в двойной зависимости. С одной стороны, они находятся под влиянием субкортикальных связей, с другой стороны, под контролем коры. Обе формы связей лицевого нерва и определяют всё разнообразие мимических выражений».

Мимика выражается в четырёх зонах: подбородок, ноздри носа, глаза (брови и веки), лоб. Всесторонний анализ мимических выражений даёт информацию об общей «мимической одарённости» личности, которая раскрывается через следующие характеристики:

1. сильная – слабая; неопределённая – красноречивая; беспорядочная, судорожная, гармоничная мимика;

2. разнообразие мимических картин, быстрота смены мимических формул, способность передавать нюансы;

3. мимика стереотипная, индивидуальная.

Целостность, динамичность – главные характеристики мимики как элемента невербального поведения личности. На основе этих особенностей мимики можно указать на следующую, чётко определённую советским лингвистом и психологом Н.И. Жинкиным: «…изменение какого-либо компонента ансамбля следует рассматривать как изменение смысла всей структуры». То же можно использоваться в качестве характеристики всего невербального поведения личности.

Эксперт в области психологии общения, коммуникаций и психологии межличностных взаимоотношений Лейла Лаундесс в своей книге «Как говорить с кем угодно о чём угодно» подняла проблему широко известной «голливудской улыбки». Принцип, укоренившийся в Америке в воспитании каждого ребёнка – это умение в любой ситуации отреагировать широкой улыбкой. По мнению Л.Лаундес, это вносит в отношения между людьми неискренность и делает их неоднозначными.

За единицу анализа был принят сложный мимический признак. На физиологическом уровне он включает ряд характеристик: направление движения лицевых мышц, отношения между движениями мышц, интенсивность, напряжение мышц лица. Педагог и психолог П.П. Блонский писал: «Психолог не должен игнорировать знание мускулов, но его реальная единица – движение сочленений, то есть то или другое движение черт лица.

Рисунок 2 наглядно демонстрирует константные комплексы признаков для каждого состояния.

Рисунок 2

Части и элементы лица

Мимические признаки эмоциональных состояний

Экспрессивное Я личности

Гнев

Презрение

Страдание

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза раск­рыты или припущены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза при­щурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо дина­мичное

133

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Основные понятия
Звук – это уникальный мелодический "инструмент", данный человеку самой природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного (в частности, с терапевтической точки зрения) ...

Рассмотрение феномена тревожности в зарубежных научных школах
Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Основатель психоана ...

«Подростковый комплекс» эмоциональности
Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выс ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru