Невербальное поведение: структура и функции
Ещё одной подструктурой кинесики являются движения глаз или, как принято называть, контакт глаз. Систематическое исследование проблемы контакта глаз началось Р. Экслайном и М. Аргайлом. Этими авторами было установлено, что направление взгляда зависит от его фиксации в общении, от содержания общения, от индивидуальных различий, от характера взаимоотношений и от предшествовавшего развития этих взаимоотношений.
Итак, выразительные движения выполняют осведомительную и регулятивную функции в процессе общения, являются своеобразным языком общения. Их роль заключается в том, чтобы усилить эмоциональную насыщенность сказанного, создать объективный фон словесного содержания, поднять его выразительность и силу.
Невербальные коммуникации могут выполнять все основные функции языковых знаков, то есть фактически заменять текст. Человек в ситуации общения реализует некоторую коммуникативную программу, накладывая на неё вербальную форму. Доктор филологических наук, один из крупнейших представителей отечественной психолингвистики И.Н Горелов, проанализировав множество литературных примеров, пришёл к заключению, что вербальная часть сообщения обычно «накладывается» на предварительно развёрнутую схему невербальных компонентов.
Следующая система отражения, которую мы рассмотрим, - акустическая. Известно, что многочисленные характеристики голоса человека создают его образ, способствуют распознании его состояний, выявлению психической индивидуальности. Сюда относятся явления высоты, тона, длительности, силы звука, ударения, тембра голоса. Важную роль играет интонация – ритмико-мелодическая сторона речи. Помимо таких функций, как дополнение, замещение, предвосхищение речевого высказывания, а также регулирование речевого потока, акцентирования внимания на ту или иную часть вербального сообщения, интонация выполняет функцию экономии речевого высказывания. Это в очередной раз доказывает, что невербальное поведение личности полифункционально.
Перейдём к рассмотрению элементов, входящих в структуру невербального поведения, особая роль среди которых отводится мимике. Данные экспериментальной психологии и физиологии свидетельствуют о том, что эмоциональные проявления складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций. Механизм двойной регуляции внешних выражений эмоций объясняет советский физиолог, создатель теории функциональных систем, академик П.К. Анохин: «Моторные нейроны лицевого нерва у человека находятся в двойной зависимости. С одной стороны, они находятся под влиянием субкортикальных связей, с другой стороны, под контролем коры. Обе формы связей лицевого нерва и определяют всё разнообразие мимических выражений».
Мимика выражается в четырёх зонах: подбородок, ноздри носа, глаза (брови и веки), лоб. Всесторонний анализ мимических выражений даёт информацию об общей «мимической одарённости» личности, которая раскрывается через следующие характеристики:
1. сильная – слабая; неопределённая – красноречивая; беспорядочная, судорожная, гармоничная мимика;
2. разнообразие мимических картин, быстрота смены мимических формул, способность передавать нюансы;
3. мимика стереотипная, индивидуальная.
Целостность, динамичность – главные характеристики мимики как элемента невербального поведения личности. На основе этих особенностей мимики можно указать на следующую, чётко определённую советским лингвистом и психологом Н.И. Жинкиным: «…изменение какого-либо компонента ансамбля следует рассматривать как изменение смысла всей структуры». То же можно использоваться в качестве характеристики всего невербального поведения личности.
Эксперт в области психологии общения, коммуникаций и психологии межличностных взаимоотношений Лейла Лаундесс в своей книге «Как говорить с кем угодно о чём угодно» подняла проблему широко известной «голливудской улыбки». Принцип, укоренившийся в Америке в воспитании каждого ребёнка – это умение в любой ситуации отреагировать широкой улыбкой. По мнению Л.Лаундес, это вносит в отношения между людьми неискренность и делает их неоднозначными.
За единицу анализа был принят сложный мимический признак. На физиологическом уровне он включает ряд характеристик: направление движения лицевых мышц, отношения между движениями мышц, интенсивность, напряжение мышц лица. Педагог и психолог П.П. Блонский писал: «Психолог не должен игнорировать знание мускулов, но его реальная единица – движение сочленений, то есть то или другое движение черт лица.
Рисунок 2 наглядно демонстрирует константные комплексы признаков для каждого состояния.
Рисунок 2
Части и элементы лица |
Мимические признаки эмоциональных состояний |
Экспрессивное Я личности | |||||
Гнев |
Презрение |
Страдание |
Страх |
Удивление |
Радость | ||
Положение рта |
Рот открыт |
Рот закрыт |
Рот открыт |
Рот закрыт | |||
Губы |
Уголки губ опущены |
Уголки губ приподняты | |||||
Форма глаз |
Глаза раскрыты или припущены |
Глаза сужены |
Глаза широко раскрыты |
Глаза прищурены или раскрыты | |||
Яркость глаз |
Глаза блестят |
Глаза тусклые |
Блеск глаз не выражен |
Глаза блестят | |||
Положение бровей |
Брови сдвинуты к переносице |
Брови подняты вверх | |||||
Уголки бровей |
Внешние уголки бровей подняты вверх |
Внутренние уголки бровей подняты вверх | |||||
Лоб |
Вертикальные складки на лбу и переносице |
Горизонтальные складки на лбу | |||||
Подвижность лица и его частей |
Лицо динамичное |
Лицо застывшее |
Лицо динамичное |
133 |
Еще по теме:
Типология детско-подростковой дезадаптации
В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как "трудновоспитуемость". Трудновоспитуемость предполагает сопротивление ребенка целенаправ ...
Детерминизм как принцип психологии
В инструментарий научного познания входит, как один из основных, принцип детерминации. Наука, как объяснительная позиция в познании окружающего, рассматривает объекты во взаимосвязи и причинной определённости. Причинность (каузальность от ...
Виды межличностных отношений
межличностный отношение подросток
Межличностные отношения делятся на личные и деловые, эмоциональные и рациональные, официальные и неофициальные, координационные и субкоординационные.
Личными называют отношения, которые возникают между ...