История социально-психологической диагностики. Современные проблемы

Материалы » Основные методы социально-психологических исследований » История социально-психологической диагностики. Современные проблемы

Страница 2

Американский психолог Дж.Кеттелл (1860-1944) исследовал объем внимания и навыки чтения. С помощью тахистоскопа (прибора, позволяющего предъявить испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) он определял время , необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты – формы, буквы, слова и т.д. Объем внимания в его опытах составлял порядка пяти объектов. Проводя эксперименты с чтением букв и слов на вращающемся барабане, Дж.Кеттелл зафиксировал феномен антиципации («забегания» восприятия вперед).[1,c 50]

Так на рубеже XX в. утвердился объективный экспериментальный метод, который начал определять характер психологической науки в целом. С внедрением в психологию эксперимента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений создались предпосылки для зарождений знаний об индивидуальных различиях между людьми.

Дифференциальная психология стала еще одним источником психодиагностики. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые являются предметом дифференциальной психологии, невозможно было бы возникновение психодиагностики, как науки о методах их измерения.

Но возникновение психодиагностики не было итогом простого логического развития экспериментально-психологического изучения человека. Она складывалась под воздействием запросов практики, сначала медицинской и педагогической, а затем индустриальной. Одной из основных причин, обусловившей зарождение психодиагностики, нужно считать выдвинутую врачебной практикой потребность в диагностики и лечении умственно отсталых и душевнобольных людей.

Возникновение тестирования.

История психодиагностики – это и история появления основных психодиагностических методик, и развитие подходов к их созданию на основе эволюции взглядов о природе и функционировании психического. В этой связи интересно проследить , как формировались некоторые важные психодиагностические методы в рамках основных школ психологии.[15, c 30]

Тестовые методики связаны с теоретическими признаками бихевиоризма. Методологическая концепция бихевиоризма основывалась на том, что между организмом и средой существуют детерминационные отношения. Организм, реагируя на стимулы внешней среды, стремиться изменить ситуацию в благоприятную для себя сторону и приспособиться к ней. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы. Поведение, согласно бихевиористической концепции, является единственным объектом изучения психологии, а все внутренние психические процессы должны быть интерпретированы по объективно наблюдаемым поведенческим реакциям. В соответствии с этими преставлениями цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов (термин введен Ф.Гальтоном).

Первым исследователем, использовавшим в психологической литературе термин интеллектуальный тест, был Дж. Кеттелл. Этот термин после статьи Дж. Кеттелла «Интеллектуальные тесты и измерения»,опубликованной в 1890 г. В журнале «Mind» («Мысль»), приобрел широкую известность. В своей статье он писал о том, что применение серии тестов к большому числу индивидов позволит открыть закономерности психических процессов и тем самым приведет к преобразовании психологии в точную науку. Вместе с тем он высказывал мысть о том, что научная и практическая ценность тестов возрастет, если условия их поведения будут однообразными. Так впервые была провозглашена необходимость о стандартизации тестов для того, чтобы стало возможным сравнение их результатов, полученных разными исследователями на разных испытуемых.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Особенности мотивации аффиляции
Не последнее место во многих видах профессиональной деятельности занимает мотив аффиляции. Х.Хекхаузен подразумевает "под аффиляцией определенный класс социальных взаимодействий,… содержание которых заключается в общении с другими лю ...

Зависимость эффекта воздействия от авторитета тренера
Тренер по футболу может завоевать авторитет только тогда, когда его поведение естественно и вытекает из его мировоззрения и убеждений, когда слово и дело у него не расходятся. Педагогический авторитет тренера основывается на глубоком знан ...

Природные источники инфразвука
Ни для кого не секрет, что окружающая нас среда буквально пронизана инфразвуковыми колебаниями, среди природных источников инфразвука называют волны, землетрясения, ураганы, извержения вулканов, резкие колебания давления в атмосфере и пр. ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru