Организация и методы исследования личностноразвивающего потенциала психологической защиты

Материалы » Механизмы психологической защиты и развитие личности студента » Организация и методы исследования личностноразвивающего потенциала психологической защиты

Страница 1

Исходя из особенностей контингента испытуемых и специфики поставленных в исследовании задач, нами была разработана программа эмпирического исследования, направленного на решение следующих практических задач:

· выявление психологических новообразований и основных противоречий юношеского возраста, составляющих основу личностного развития студентов;

· определение закономерностей социально-психологической адаптации студентов к условиям обучения в вузе;

· составление программы тренинговых занятий по развитию адаптивных качеств личности.

В качестве контингента испытуемых выступили студенты первого курса АГПУ, КФ МОСУ в количестве 64 человек (26 юношей, 38 девушек).

Исследование проводилось в три этапа:

I. Подготовительный этап:

определение целей и задач исследования;

выбор объекта и предмета исследования;

выдвижение основных гипотез исследования;

изучение научной литературы по проблеме исследования.

II. Констатирующий этап:

подбор методов и методик научного исследования;

изучение состояния проблемы в отечественной и зарубежной психологии;

диагностика психического состояния, связанного с адаптацией к условиям обучения в вузе студентов младших курсов;

III. Заключительный этап:

обработка полученных результатов;

разработка рекомендаций для преподавателей вуза и кураторов учебных групп по организации психологической поддержки студентов.

На подготовительном этапе

нами было выполнено исследование поискового характера, направленное на изучение состояния проблемы психологической защиты и адаптации студентов, степени ее актуальности для высших учебных заведений. На данном этапе была определена зависимость между проблемой психологической защиты и вопросами адаптации личности, ее адаптивной и неадаптивной активности, личностного развития. Это позволило сформулировать объект, предмет, цели и задачи исследования, наметить основные методологические подходы к решению проблемы исследования, определить контингент испытуемых.

В результате анализа научной литературы, посвященной проблемам психологической защиты и личностного развития, проведенного на данном этапе, была выявлена степень изученности данного вопроса в настоящее время, определены подходы к выявлению условий оптимизации самозащитных усилий студентов. Это дало возможность сформулировать гипотезу и разработать план исследования поставленной проблемы.

На констатирующем этапе

,

в соответствии с разработанным планом исследования, производился подбор необходимых методик, изучалось состояние проблемы в отечественной высшей школе; проводились диагностические процедуры, направленные на изучение данной проблемы.

Сопоставление взглядов различных научных школ на проблему психологической защиты и развития личности позволило выявить сущностную связь между этими явлениями. Это дало возможность разработать методические рекомендации по оказанию психологической поддержки студентам в период адаптации в вузе.

Исходя из специфики контингента испытуемых, в качестве которых выступили студенты первых курсов АГПУ, КФ МОСУ, была разработана программа исследования, содержащая диагностические, коррекционные и преобразующие элементы. Реализация констатирующей части исследования, участниками которого стали в общей сложности 64 студентов первых курсов, предполагала проведение ряда диагностических процедур, таких как анкетирование, интервьюирование, опрос, тестирование. Они были нацелены на выявление закономерностей социально-психологической адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Применение перечисленных диагностических процедур позволило охарактеризовать специфику адаптационных трудностей, выявить превалирующие факторы тревоги, определить спектр психологических проблем студентов первых курсов.

Анализ данных, полученных в результате констатирующего исследования, дал возможность определить закономерности возрастного и личностного развития студентов и сориентироваться в поиске соответствующих условий их психологической поддержки в учебном процессе вуза.

На заключительном этапе исследования была произведена обработка полученных данных, обобщены полученные результаты, сформулированы выводы. Это позволило разработать проект системы психологической поддержки личностного развития студентов.

Система методов, применяемых в исследовании была определена исходными методологическими предпосылками, а также целями и задачами как всего исследования, так и отдельных его этапов.

Задачи первых двух этапов исследования - подготовительного и констатирующего - требовали применения метода теоретического анализа. Теоретический анализ позволил выделить различные подходы к проблеме психологической защиты и выявить их взаимосвязь и взаимозависимость. Это создало необходимую базу для формулирования гипотезы исследования и эмпирического ее подтверждения.

На констатирующем этапе исследования для получения информации о закономерностях социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе нами использовались методы анкетирования, интервьюирования, беседы и опроса.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Психологические условия и характеристики заболеваний
В наши дни формируется новое отношение к здоровью. Оно приобретает более высокую ценность. Повышение статуса человека, рост внимания к его личностным характеристикам обусловливает необходимость углубления знаний о нем, внимания к его духо ...

Мышление и творчество
Потенциальные возможности человеческого мозга - область почти не изученная. Лишь по отдельным взлетам, вспышкам творческого гения мы можем догадываться, на что способен человек. До сих пор большинство людей используют свой мозг варварски, ...

Дифференциация лидерских ролей
Дифференцировать лидерские роли можно по разным признакам. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: · роль инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение поставленн ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru