Организация и методы исследования личностноразвивающего потенциала психологической защиты

Материалы » Механизмы психологической защиты и развитие личности студента » Организация и методы исследования личностноразвивающего потенциала психологической защиты

Страница 2

Анкетирование.

Исследуя проблему адаптации первокурсников к образовательным условиям вуза, мы использовали анкету, разработанную сотрудниками лаборатории инновационных проблем педагогики и психологии высшей школы и кафедры психологии СГТУ - Н.Г. Сикорской, Т.Ф. Масловой, М.Ю. Краевой, И.Е. Лилиенталь (Приложение 2). Данные проведенного анкетирования, в котором участвовало 64 студентов, позволили выявить характер социально-бытовых и психологических трудностей студентов, получить сведения о выраженности у них состояния психологического дискомфорта, связанного с адаптацией к новым условиям, выявить слабые звенья в организации учебно-воспитательного процесса. В результате анализа данных анкетирования были определены основные подходы к психологической поддержке первокурсников и сформулированы методические рекомендации для деканатов, преподавателей учебных дисциплин, кураторов академических групп.

Беседа

в качестве метода научного исследования использовалась на всех его этапах. Применение метода беседы на подготовительном и констатирующем этапах было связано с определением области исследования при подготовке к массовым анкетным опросам; необходимостью пополнения и уточнения данных, полученных в результате анкетирования и применения других методов исследования.

На всех этапах исследования применялся также метод наблюдения

. Невключенное и включенное наблюдение позволило соотнести субъективные суждения студентов и их реальное поведение в процессе обучения в вузе (знания о конструктивных и деструктивных механизмах и средствах психологической защиты; о причинах межличностных конфликтов и способах их разрешения; о формах и методах применения различных способов саморегуляции и т.д.).

На констатирующем этапе исследования была использована методика диагностики

"Доминирующей стратегии психологической защиты" В.В. Бойко (51), состоящая из 24 вопросов, к каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. Цель данной методики состоит в определения доминирующей стратегии психологической защиты в общении с партнерами. Выделяется три типа стратегии взаимодействия: миролюбие, избегание, агрессия. Чем больше ответов того или иного типа, тем отчетливее выражена соответствующая стратегия; если их количество примерно одинаковое, значит, в контакте с партнерами активно используются разные защиты своей субъективной реальности (Приложение 5).

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Количественные и качественные характеристики детских рисунков
Подобно древним египтянам ребёнок проявляет то, что Луке назвал интеллектуальным реализмом: размер используется для выражения значимости, приписываемой человеку, страха и уважение. «Cos ese vi pore», - «Если ты так думаешь, это так и ест ...

Взаимоотношения «родитель — ребенок» в ситуации распада семьи
В сфере детско-родительских отношений фаза перестройки характеризуется изменением системы семейного воспитания с учетом новых реалий жизни семьи — трудовой занятостью матери и снижением меры участия отца в процессе воспитания. Изменения в ...

Понятие эмоций
Психология недавно обратилась к серьезному исследованию проблемы эмоций. В отношении эмоций существуют самые разные мнения – некоторые утверждают, что эмоции никак не связаны с поведением, но и противоположный подход, согласно которому эм ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru