Организация и методы исследования личностноразвивающего потенциала психологической защиты
Анкетирование.
Исследуя проблему адаптации первокурсников к образовательным условиям вуза, мы использовали анкету, разработанную сотрудниками лаборатории инновационных проблем педагогики и психологии высшей школы и кафедры психологии СГТУ - Н.Г. Сикорской, Т.Ф. Масловой, М.Ю. Краевой, И.Е. Лилиенталь (Приложение 2). Данные проведенного анкетирования, в котором участвовало 64 студентов, позволили выявить характер социально-бытовых и психологических трудностей студентов, получить сведения о выраженности у них состояния психологического дискомфорта, связанного с адаптацией к новым условиям, выявить слабые звенья в организации учебно-воспитательного процесса. В результате анализа данных анкетирования были определены основные подходы к психологической поддержке первокурсников и сформулированы методические рекомендации для деканатов, преподавателей учебных дисциплин, кураторов академических групп.
Беседа
в качестве метода научного исследования использовалась на всех его этапах. Применение метода беседы на подготовительном и констатирующем этапах было связано с определением области исследования при подготовке к массовым анкетным опросам; необходимостью пополнения и уточнения данных, полученных в результате анкетирования и применения других методов исследования.
На всех этапах исследования применялся также метод наблюдения
. Невключенное и включенное наблюдение позволило соотнести субъективные суждения студентов и их реальное поведение в процессе обучения в вузе (знания о конструктивных и деструктивных механизмах и средствах психологической защиты; о причинах межличностных конфликтов и способах их разрешения; о формах и методах применения различных способов саморегуляции и т.д.).
На констатирующем этапе исследования была использована методика диагностики
"Доминирующей стратегии психологической защиты" В.В. Бойко (51), состоящая из 24 вопросов, к каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. Цель данной методики состоит в определения доминирующей стратегии психологической защиты в общении с партнерами. Выделяется три типа стратегии взаимодействия: миролюбие, избегание, агрессия. Чем больше ответов того или иного типа, тем отчетливее выражена соответствующая стратегия; если их количество примерно одинаковое, значит, в контакте с партнерами активно используются разные защиты своей субъективной реальности (Приложение 5).
Еще по теме:
Категория взаимодействия как теоретико- методологическая
основа исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов
При изучении взаимоотношений психических состояний и когнитивных процессов возникает ряд трудностей, решение которых определяет логику эмпирических исследований. На наш взгляд, наиболее важным является вопрос конъюнктивности двух психичес ...
Материнская тревожность
Каждая мать тревожится за своего ребенка, ведь все дети (да и взрослые тоже) ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными опасностями. Но среди мам встречаются и те, кто проявляет по отношению к своему чаду излишнюю тревожность, чем тол ...
Современная модель семьи и ее особенности
В своем развитии семья стремительно идет от многодетности, среднедетности к малодетности. Рождаемость резко упала, особенно в последние годы. Во многих областях России смертность превысила рождаемость. Сейчас у нас преобладает однодетная ...