Заключение
Исследовав данную проблему, мы можем сделать вывод о том, что интеллектуальное развитие в детском возрасте зависит от ряда факторов, которые рассмотрены в различных подходах, выдвинутых некоторыми психологами.
Таким образом, рассмотренные нами выше подходы психологов с достаточной полнотой с различных позиций отвечают на вопросы о том, что и как проявляется в индивидуальных вариантах умственного развития ребенка. Они полностью обуславливают процесс развития интеллекта детей и обширно рассматривают многие аспекты, влияющие на его развитие. Все проанализированные четыре подхода по-своему видят факторы, оказывающие действие на развитие интеллекта ребенка, но все они не являются достаточно полными и верными, чтобы опираться в поставленном вопросе только на какой-либо один подход. В каждом подходе есть свои плюсы и минусы, и вариантов может быть нескончаемо много. Если же соединить несколько подходов воедино и отфильтровать те или иные классификации, возможно удастся составить близкую к совершенной системе причин того или иного умственного развития ребенка.
Кроме вышеперечисленных структурных подходов в рассмотрении различий в умственном развитии детей имеется обширная группа исследований, которые характеризуют эти различия со стороны принадлежности ребенка к той или иной группе. Это работы, в которых анализируется влияние на интеллектуальное развитие таких факторов, как пол ребенка, социально-экономический статус семьи, расовые и этнические различия и наследственность. Исходя из этого, стоит отметить, что главные подходы к анализу индивидуальных различий в умственном развитии ребенка формируются вокруг трех основных проблем. Первой из них является структура умственных способностей и доминирование в развитии того или иного компонента этой структуры. Вторую проблему мы можем охарактеризовать с точки зрения применения всяческих способов функционирования когнитивных структур (наличие всевозможных когнитивных стилей). И в заключение, третья проблема — выявление индивидуальных предпочтений ребенка в организации условий умственного развития и их обеспечение в конкретных образовательных ситуациях. Каждая из данных проблем предоставляет нам широкое пространство возможностей для дальнейшего их изучения. При всём этом теперь возникает и следующая проблема — проблема интеграции показанных подходов в системный анализ особенностей умственного развития ребенка и создания типологии умственного развития и индивидуализации образования.
Еще по теме:
Определение межличностных отношений
В 1920-1930 годы произошел расцвет социальной психологии, выясняющий закономерности межличностных отношений и становится ведущим направлением в США, Англии, Германии, Франции, Японии. В центре внимания оказалась малая группа. Сплоченность ...
Юношеский возраст
Юношеский возраст – один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить (как и подросткового возраста) становящимся характером ...
Модель Люсина
Отталкиваясь от существующих концепций, Д.В. Люсин предложил свою модель ЭИ. Ранее им уже давалось определение ЭИ как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Для уточнения этого определения следует раскрыть, что име ...



