Предпосылки, типы и причины девиаций в подростковом возрасте

Материалы » Предпосылки, типы и причины девиаций в подростковом возрасте

В настоящее время проблема девиантного или отклоняющегося поведения, приобретает весьма актуальное значение. Это объясняется теми глубокими преобразованиями, которые происходят в современной России. Имеется немало проблем, особенно социального характера, которые способствуют росту негативных явлений, в том числе и отклонений от норм общественной жизни.Целью данной работы является выявление предпосылок девиаций в подростковом возрасте, типов девиаций и причин. Историю данного вопроса можно рассмотреть через призму концепций девиации. Основными научными концепциями и теориями девиации являются: биологическая теория, психологическая и социологическая. Сторонники биологической теории девиации рассматривают отклонение поведения от принятой в обществе социальной нормы в связи с биологическим складом индивида. В 19 веке итальянский врач Ч. Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением человека и определённым физиологическим строением его организма. Известный американский психолог и врач У. Х. Шелдон позднее определил физиологический тип человека, склонного к девиации (“Мезоморфный тип”, “мускулистый”, “атлетический”). В психологических и психиатрических концепциях акцент делается на личностные факторы человека. В 1950 году Шуэсслер и Крессли пытались доказать, что преступникам присущи особенные психологические черты, которые не свойственны законопослушным гражданам, однако их попытки потерпели неудачу. Из этого был сделан вывод, что, вероятно, девиация возникает в результате сочетания психологических и социальных факторов. Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе. Впервые социологическое объяснение сущности девиации было предложено Э. Дюркгеймом, который разработал теорию аномии (от греч. аномос - беззаконный, безнормный, неуправляемый). Главная мысль Э. Дюркгейма сводилась к тому, что в основе стабильного функционирования общества лежит феномен социальной солидарности, а всякие отклонения от него есть социальная дезорганизация, являющаяся причиной девиантного поведения. Р. Мертон в 1938 г. внёс некоторые изменения в теорию Э. Дюркгейма. По его мнению, возникновение девиации происходит в результате разрыва между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами достижения таких целей, как например, не все люди в силу определённых социально – экономических причин могут получить высшее образование или престижную работу, а уровень развития общества требует высококвалифицированных специалистов. Та часть населения, которая не может получить требуемый уровень образования, начинает удовлетворять свои образовательные потребности, но уже, например, в криминальной среде. Культурологические теории (Селлин, Миллер, Сутер – Ленд) считали, что причина девиации - в конфликтах между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающейся в той или иной социальной группе. Теория стигматизации (клеймения), представителем которой был Ч. Беккер, считали, что девиация - это “клеймо”, которое группы, обладающие властью, ставят на поведении менее защищённых групп или отдельного человека. Радикальная криминология (Турк, Квинни, Янг Тэйлор) отстаивали позицию, что девиация - это результат противодействия нормам капиталистического общества. Новейшие теории девиации делают акцент на характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации, делая акцент на исправлении не какого – то конкретного человека, а всего общества.

Еще по теме:

Личностные качества необходимые для фельдшеров и необходимость их развития на этапе обучения профессии
Одной из важнейших личностных особенностей студентов-медиков является самооценка. Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окр ...

Механизм грамматического структурирования в речевой деятельности ребенка дошкольного возраста
На основе исследований, обозначенных выше, можно следующим образом представить функционирование грамматического компонента языковой способности в речевой деятельности. Речевая деятельность — это речь, направленная на достижение определенн ...

Психологические условия и характеристики заболеваний
В наши дни формируется новое отношение к здоровью. Оно приобретает более высокую ценность. Повышение статуса человека, рост внимания к его личностным характеристикам обусловливает необходимость углубления знаний о нем, внимания к его духо ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru