Социальная среда и ее воспитательные функции

Материалы » Воспитание и развитие личности » Социальная среда и ее воспитательные функции

Страница 2

Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности.

Социализация -двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны - процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности; активного включения в социальную среду. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем ему придется столкнуться в дальнейшей жизни.

Сложности в социализации личности проявляются у детей-инвалидов, у детей с физическими дефектами, слепых, глухих, у детей с задержкой психического развития.

Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах.

Социализация включает три взаимосвязанных процесса:

1) социальная адаптация - это активное приспособление к условиям среды посредством усвоения/ассимиляции внешних требований и изменения/аккомодации собственных реакций;

2) индивидуализация - активное приспособление личности к собственным особенностям в форме самопознания, самопринятия и самореализации;

3) социально-психологическая интеграция – постепенное усложнение, упорядоченность и согласование интрапсихических компонентов и функций в соответствие с требованиями социальной реальности.

В целом, при рассмотрении социализации выделяют следующие стадии:

▪ дотрудовую (в которой выделяют ранний период и период обучения),

▪ трудовую и

▪ послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы "зрелого" возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений - это весь период трудовой деятельности человека.

Воздействие на личность на всех стадиях социализации осуществляется или непосредственно или через группу. Институтами социализации являются:

· семья и дошкольные образовательные учреждения;

· школа, также учреждения среднего и высшего профессионального образования;

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Особенности детско-родительских отношений в отечественной психологии
Семья, являясь первичной социальной микросредой, "в которой человек живет, как в коконе, первую четверть (если повезет) жизни", оказывает огромное влияние на развитие человека (Дружинин В.Н., 2000) [1]. Значение семьи в целом в ...

Самооценка: сущность и уровень притязаний
Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоционал ...

Определение и причины застенчивости
Точного определения застенчивости нет. Застенчивость - это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. Застенчивость - черта ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru