Обучение как целенаправленный процесс развития личности
Как уже отмечалось, общей направленностью обучения должно быть образование личности, ее всестороннее формирование. С указанной точки зрения учебный процесс выполняет следующие образовательные функции: обучающую, развивающую и воспитательную. Сущность этих функций в следующем:
Обширность, глубина и прочность научных знаний – важнейший признак обученности личности. Поверхностность, отрывочность и отсутствие системы в знаниях, которые зачастую наблюдаются у учащихся, свидетельствуют как о недостатках школьного обучения, так и о низкой познавательной активности самих учащихся, за что отнюдь нельзя снимать с них определенной ответственности. Распространение репетиторства, которое далеко не все родители могут себе позволить, - горькое следствие этих недостатков.
Развитие учащихся в процессе обучения связано с побуждением их к мыслительной активности, сообразительности, умственной гибкости и творчеству, прочному овладению изучаемым материалом и т.д.
Органической частью умственного и личностного развития учащихся является также развитие общих способностей, творческих склонностей и задатков, что в настоящее время приобретает первостепенное значение. Известный ученый-гельминтолог К.И.Скрябин писал: "Склонности проявляются и развиваются у человека рано. Их развитие, их рост в большой степени зависят от качества преподавательской работы в школе ".
Воспитание в процессе обучения осуществляется путем побуждения учащихся к овладению мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, формирования их эмоционально-чувственной сферы, связанной с гражданско-патриотическим развитием, выработкой культуры поведения и межличностным общением. Большое влияние здесь оказывает личность учителя, его эрудиция, нравственность, умение стимулировать активность учащихся в работе над собой.
обучение воспитательный психический поведенческий
Еще по теме:
Уровни и развитие
специальных способностей
Способности имеют сложную структуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей [12, с. 154]:
· репродуктивный
· творческий
Человек, находящийся на репродуктивном уровне, лишь обнаруживает высокое у ...
Характеристика одновозрастных и разновозрастных групп
В последнее время исследователи наблюдают рост числа разновозрастных групп. Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методиче ...
Взаимосвязь сексуальной сферы личности и типов привязанности
Эмоциональная и сексуальная сферы личности тесно взаимодействуют друг с другом, хотя их развитие было обусловлено различными эволюционными факторами. Проявления этих привязанности и сексуальности в поведении личности можно рассматривать в ...