Понятие психологической готовности к изменениям

Материалы » Инновативная диспозиционная структура личности как фактор, определяющий отношение к нововведениям » Понятие психологической готовности к изменениям

Страница 3

АЛ. Журавлев отмечает, что распределение перечисленных типов в первичных трудовых коллективах меняется постоянно, поэтому невозможно говорить, что они однородны или состоят из каких-то двух и даже трех типов. В условиях социально-экономических изменений желания, знания и действия людей могут изменяться неожиданно быстро, причем в сторону как позитивного, так и негативного отношения к этим преобразованиям.

По результатам изложенного материала можно подвести следующие итоги по вопросам социально-психологических исследований восприятия нового.

1. Можно говорить о том, что в основном до сих пор восприятие нового исследовалось как восприятие нововведений и изменений, то есть восприятие по большей мере целенаправленного инновационного процесса в различных областях человеческой жизнедеятельности: производство, руководство, научное творчество, отдельные национальности, предприниматели etc.

Следует отметить, что в этих относительно самостоятельных областях накоплен достаточно внушительный опыт, который требует как своего обобщения и объединения, так и интерпретации на более высоком уровне анализа и теоретизирования, может быть в рамках другого понятийного аппарата и в своих специфических границах научного исследования.

2. Достаточно продуктивно исследовались комплекс объективных и субъективных факторов, определяющих характер отношения работников к нововведению; характеристики человеческого фактора инновационных процессов (целевые ориентации основных групп участников процесса нововведения).

Довольно часто использовалось понятие психологического барьера для исследования отношения к нововведениям, понимаемого то как сила привычки, то как актуальная установка, то как психическое состояние личности, то как отрицательный полюс социальной установки, то как диспозиции личности.

Многие исследования связывают и объясняют инновационную деятельность с позиций творчества: творчества в широком смысле – продуцирование нового принципиально или комбинаций уже известного, в более узком – психологические барьеры в изобретательстве как отрицательное влияние прошлого опыта. Кроме того, интересны исследования соотношения творчества и нововведений в зависимости от национальных особенностей: способности к нововведениям и слабость в области прорывных открытий.

Особого внимания для исследования восприятия нового заслуживают исследования социальных и межгрупповых механизмов, препятствующих распространению нового, – стереопитизация, идентификация, децентрация, показьвающие, что успешность адаптации в новых условиях прямо связана с успешностью овладения стереотипами новой группы.

Важное значение имеет феномен психологической готовности, в который некоторые авторы кроме понятия установки на начало действия включают еще и способность успешного осуществления этого действия. Другие авторы отношение к нововведениям измеряют по трем составляющим: готовность (мотивация), подготовленность (умения и навыки) и реальная активность. Исследования показывают, что высокий уровень психологической готовности к нововведениям обнаруживает расхождение между социальными установками (готовностью) и реальным поведением и деятельностью, в которых эта установка не реализуется.

К настоящему времени накоплено уже достаточно исследований отношения к нововведениям, использующих понятие диспозиционной структуры личности: исследования взаимосвязи объективных и субъективных факторов освоения новой продукции; исследования диспозиционной структуры личности в инновационной деятельности руководителя производственного коллектива, исследование инновационной ориентированности учителей.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Понятие атрибуции
Атрибуция (от англ. Attribution, что означает приписывание) - приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Это основной способ «достраивания» непосредственно ...

Исследование особенностей мотивации новичков-дистрибьюторов как фактора профессиональной неуспешности
Цель работы: исследование взаимосвязи между особенностями мотивации и успешностью профессиональной деятельности. Гипотеза: успешность профессиональной деятельности дистрибьютора сетевой компании зависит от особенностей мотивационной сфер ...

Самооценка: сущность и уровень притязаний
Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоционал ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru