Заключение

Материалы » Современная психопедагогика и спорт » Заключение

В заключение отметим, что проблемы, которые мы поставили весьма актуальны. На наш взгляд, поднятые в этой работе вопросы, как и развиваемые нами представления привлекут внимание специалистов не только к обсуждению, но к совместной практической работе по подготовке спортивных психологов. Несомненно, что введение в спортивную практику спортивных психологов значительно обогатит арсенал средств деятельности тренера, расширит кругозор спортсмена, содержательно углубит и гуманизирует мировоззрение спортивных практиков, а в целом будет способствовать повышению культуры и совершенствованию тренировочного процесса.

Когда есть спрос на специалистов, то развивается вся отрасль. Прежде всего, конечно, надо официально выделить психологию спорта в самостоятельную специальность, чтобы можно было осуществлять целенаправленную подготовку кадров, проводить исследования, защищать диссертации, не подстраивая содержание под наиболее близкую отрасль. Это большая работа, но, по крайней мере, механизм этого процесса известен и апробирован на других специальностях.

Следующий шаг - это реальное внедрение спортивных психологов в различные звенья подготовки спортсменов, так как, несмотря на внешнее согласие с важностью этого направления, постоянной работы даже с ведущими клубами и спортсменами не ведется. Необходимо, чтобы спортивный психолог наряду с тренером и врачом стал обязательным специалистом во всех физкультурных заведениях, а в качестве примерного ориентира можно использовать процесс внедрения психологов в среднюю школу.

Естественно, что деятельность спортивных психологов в различных организациях будет эффективной только в условиях постоянного совершенствования, обмена опытом, взаимопомощью, что предполагает активное функционирование централизованной структуры, создание консультационной службы, регулярных собраний и специализированного печатного издания.

Спортивная психология, как и многое другое в спорте, держится за счет здорового фанатизма, внимания к проблемам спортсменам и готовности их решать, искреннего патриотизма и желания видеть представителей своей страны среди победителей различных соревнований.

Подводя итоги развития спортивной психологии в 20 веке можно утверждать, что спортивная психология утвердила себя как научная и практическая дисциплина в числе различных отраслей психологии. Более того, в ряде областей человеческой деятельности, например, деятельности в экстремальных условиях спортивная психология вышла на передовые позиции, внеся много новых теоретических и практических знаний в психологическую науку. Есть и еще ряд позиций, где спортивная психология занимает ведущее место.

Так в актив спортивной психологии можно отнести детально разработанную систему психодиагностики личности и психических состояний спортсмена, позволяющей выявлять сильные и слабые стороны спортсменов, делать прогноз эффективности их будущей деятельности в условиях тренировок и соревнований, что дает возможность вносить необходимые коррективы в процесс их подготовки. В этот же актив можно занести разнообразные методы психологических воздействий и управления психическим состоянием спортсменов (методы психической регуляции и саморегуляции), показавшие свою достаточную эффективность в регуляции психическим состоянием спортсменов в стресс-соревновательных ситуациях.

Что же можно занести в пассив спортивной психологии: спортивная психология еще не стала неотъемленой частью тренировочно-соревновательного процесса подготовки спортсменов. Большинство тренеров, спортсменов пытаются решать свои психологические проблемы основываясь в большей степени на «своем житейском опыте», без учета психологических закономерностей спортивной деятельности. И, как показала практика, это им удается достаточно редко.

Еще по теме:

Личность учителя как инструмент педагогической деятельности
Профессия учителя относится к числу так называемых помогающих профессий. Учитель строит особые отношения с учеником – помогающие. Вот что пишет о помогающих отношениях К.Роджерс: “Это отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон ...

Категория взаимодействия как теоретико- методологическая основа исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов
При изучении взаимоотношений психических состояний и когнитивных процессов возникает ряд трудностей, решение которых определяет логику эмпирических исследований. На наш взгляд, наиболее важным является вопрос конъюнктивности двух психичес ...

Психологические защитные механизмы как психологический феномен
Своему происхождению термин «психологическая защита» обязан 3. Фрейду и являлся самым первым выражением динамической позиции в психоаналитической теории. Впервые этот термин появился в 1894 г. в работе Фрейда «Защитные нейро-психозы» и бы ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru