Взаимосвязь оценки окружающих, самооценки и успеха в обществе

Материалы » Влияние уровня самооценки на успешность в современной Эстонии » Взаимосвязь оценки окружающих, самооценки и успеха в обществе

Психологи специально изучают влияние, которое оценка окружающих оказывают на человека. [7, 6, 14]

Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Дж. Брунер, Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, Э.А. Голубева, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.Р. Лурия, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, А.И. Липкина).

Вместе с тем нельзя не отметить неразработанность концептуальных положений, определяющих сущность оценки, оценивания структуру и механизмы оценочных актов. Так, в предлагаемых определениях оценивание выступает и как процесс [8], и как действие [6], и как деятельность [9], и как совокупность социальных умений [8], и как функция [10].

Успехи и неудачи в трудовой деятельности, оценка руководителем и коллегами результатов труда в определённой степени влияют на отношение человека к самому себе, т.е. на его самооценку. Группе специалистов (каждому самостоятельно) предложили написать проект по заданной тематике. Написание проектов контролировал руководитель (специалист высшей категории). К некоторым из работников руководитель постоянно подходил интересовался тем, что они делают, хвалил, поощрял. К другим он тоже подходил, но обращал внимание главным образом на допускаемые ими ошибки, промахи и делал им в резкой форме замечания. Некоторых работников он вообще оставил безо всякого внимания, ни к кому из них ни разу не подошел.

Результаты оказались следующими; лучше всех справились с заданием те специалисты, которых руководитель подбадривал, относился с уважением к их профессиональным качествам.

Гораздо хуже выполнили задание те, которым руководитель портил настроение своими замечаниями, давал понять их некомпетентность. Совершенно неожиданным оказалось то, что самые низкие результаты получились не у тех работников, кому руководитель делал резкие замечания, а у тех, которых он вообще не замечал, никак не оценивал.

Этот опыт очень убедительно показал, что человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается.

Соотнесение собственной оценки своей трудовой деятельности с оценкой, которую эта деятельность получает у других, умение учитывать точку зрения других, возникновение этого двухстороннего подхода существенная веха в формировании у индивида критической самооценки достигнутых результатов деятельности. Важна не только адекватная оценка руководителем самого по себе объективного результата трудовой, но и учет того, что усматривает и ценит в этом результате сам работник. [11]

Психологические исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что на самооценку индивида также оказывает влияние оценка их деятельности коллегами, руководителем в течении продолжительного времени (время зависит от внутренней стабильности личности).

Во многих работах [7, 12, 11, 10] подчеркивается, что оценка знаний, трудоспособности, таланта работника руководителем способствует его продвижению, увеличивает работоспособность и качество продуктов трудовой деятельности. Однако, стоит иметь ввиду, что некоторая часть людей оценивает свою трудовую деятельность и свои успехи параллельно, но не согласованно с коллективом и начальником, по своим критериям. Оценка окружающих, безусловно, влияет на самооценку человека, а та в свою очередь на его достижения и успешность в современном обществе.

Еще по теме:

Обсуждение результатов
В результате обеих серий наблюдения были подсчитаны голоса наблюдателей в пользу распределения обозначенных выше ролей между членами группы испытуемых. Первая подгруппа наблюдателей первоначально не имела критериев наблюдения, вторая груп ...

Основание эмпирической психологии в творчестве Джона Локка
эмпирический психофизический параллелизм познание Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632— 1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель, идеолог революции 168 ...

Понятие: эмоция, чувство, их виды. Эмоциональные состояния
Эмоция. Формы переживания человеком своего отношения к различным объектам, как удовольствие , радость, горе, любовь, называются чувствами ,или эмоциями. Также эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru