Заключение
В процессе нашего исследования для решения поставленных задач мы обращались к работам ученых-психологов как отечественных, так и зарубежных. Благодаря этому, мы смогли раскрыть сущность процесса мотивации, определили особенности мотивации достижения и раскрыли ее структуру через рассмотрение двух тенденций: мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач; также мы проследили проявление мотивации достижения в поведении людей и ее роль в развитии личности.
В ходе исследования было установлено, что мотивация достижения успеха понимается как сила, вызывающая у индивидуума действия, которые, как он ожидает, приведут к успеху. Эта тенденция проявляется в направленности, интенсивности и настойчивости деятельности. Мотивацию избегания неудач определяют как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач; для личности, мотивированной на неудачи, главное – не допустить ошибки, порой даже ценой трансформации первоначальной значимой цели, ее полного или частичного недостижения.
Ведущий мотив, как достижение успеха, так и избегание неудач, проявляется не в одном каком-либо аспекте работы индивида, а прослеживается во всей его деятельности. Это означает сформированность мотива и его закрепление как свойства личности. Безусловно, это накладывает отпечаток на другие стороны личности, и, как было показано в последнем параграфе курсовой работы, даже участвует в ее развитии.
Выявлено, что доминирование мотива избегания неудач характеризует своего обладателя как индивида слабого и малоактивного. Тогда как стремление к успеху свидетельствует о наличии у человека сильных качеств, например, силы воли, выдержки и энергичности. Это говорит о том, что мотивы достижения успеха и избегания неудач оказывают влияние на развитие принципиально разных личностных качеств. Мотивация достижения успеха способствует развитию в человеке стремления преодолевать преграды и сопротивляться трудностям. Это именно то, что делает индивида личностью. Таким образом, мотивация достижения успеха всегда положительная и в большей степени способствует развитию личности, в отличие от мотива избегания неудач.
На наш взгляд, цель курсовой работы – определение роли мотивации достижения в развитии личности – достигнута. Исследование можно считать успешно проведенным. Но так как интерес к вопросу мотивации достижения успеха не исчерпан, возможно, продолжение изучения этой проблемы, но уже в русле поиска способов коррекции доминирующего мотива в сторону положительной мотивации.
Еще по теме:
Определение и причины застенчивости
Точного определения застенчивости нет. Застенчивость - это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.
Застенчивость - черта ...
Подход к понятию деятельности в психологии
В психологическом словаре даётся описание понятия деятельности: "Деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объек ...
Особенности психосоциального сопровождения молодой семьи
Психосоциальное сопровождение – это взаимодействие специалиста и семьи, направленное на разрешение возникших проблем. Суть сопровождения состоит в комплексном подходе специалистов к решению проблем [2, с.115].
Психосоциальное сопровожден ...