Игра как средство социальной адаптации

Материалы » Психокоррекционная работа по преодолению социально-психологических адаптационных трудностей детей из неблагополучных семей » Игра как средство социальной адаптации

Страница 5

При организации коррекционной работы предпочтение отдается как правило, групповым формам. Роль взрослого состоит в организации ориентировки детей в проблемных и конфликтных ситуациях, а отношения между сверстниками обеспечивают усвоение новых способов деятельности и моделей поведения в психологически благоприятной атмосфере игровых коррекционных занятий.

В качестве основных психологических механизмов коррекционного воздействия игры можно выделить:

- моделирование в особых игровых условиях системы социальных отношений в наглядно-действенной форме, исследование их ребенком и ориентировка в этих отношениях;

- изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чему возрастает способность разрешения проблемных ситуаций;

- формирование наряду с игровыми реальных равноправных партнерских отношений сотрудничества между ребенком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития;

- организация поэтапной отработки в игре новых более адекватных способов ориентировки в проблемных ситуациях и их усвоение;

- формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой комнате [27, с. 75].

Развивающие игры содержат условия способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.

Оценивая эффективность игровой терапии как формы психологической коррекции, целесообразно руководствоваться двумя критериями.

Во-первых, важно определить те задачи коррекции психического развития ребенка, по отношению к которым следует признавать положительный эффект, полученный вследствие применения игровой психотерапии.

Во-вторых, нужно учитывать стойкость эффекта игровой психотерапии.

Неспецифическим эффектом игровой терапии может также выступать позитивная динамика умственного развития ребенка, а также положительная динамика речевого развития. Это достигается за счет снятия эмоционального напряжения.

Основными функциями психолога, ведущего игровые занятия, являются:

1) создание атмосферы принятия ребенка (равноправные отношения, принятие его таким, какой он есть; ребенок является хозяином положения, определяет сюжет, тему и содержание игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения);

2) эмоциональное сопереживание ребенку;

3) отражение и вербализация его чувств и переживаний в точной и понятной ребенку форме;

4) обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения, собственного достоинства и самоуважения.

В ходе проведения коррекционной игры следует придерживаться следующих принципов:

- недирективности в управлении коррекционным процессом (отказ терапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс, минимальность ограничений, вводимых в игру, вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью);

- постановки основного акцента на чувствах и переживаниях ребенка (добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств, попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его к исследованию себя самого; стать для ребенка своеобразным "зеркалом", в котором он может увидеть себя).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Возможности устранения супружеских конфликтов
В благополучной семье всегда есть ощущение сегодняшней и завтрашней радости. Для того чтобы сохранить его, супругам необходимо оставлять плохое настроение и неприятности за порогом дома, а приходя домой, приносить с собой атмосферу припод ...

Виды и направления оказания психологической помощи семье ожидающей ребенка
Второй нормативный кризис традиционно рассматривается как переходный этап жизненного цикла семьи, обусловленный фактом рождения ребенка. При этом психологи анализирую особенности протекания данного кризиса, часто игнорируют период зачатия ...

Социальная психология личности
Весь ход предшествующих рассуждений приводит нас к необходимости рассмотреть теперь тот круг проблем, который непосредственно связан с проблемой личности. Однако прежде чем начать анализ этих проблем, необходимо уточнить тот «разрез», кот ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru