Игра как средство социальной адаптации

Материалы » Психокоррекционная работа по преодолению социально-психологических адаптационных трудностей детей из неблагополучных семей » Игра как средство социальной адаптации

Страница 4

Коррекционно-развивающая деятельность предъявляет определенные требования к знаниям и квалификации специалистов, которые, прежде всего, проявляются в умении владеть технологиями, позволяющими воплотить на практике идею "развивающейся личности" в "развивающемся мире" (И.В.Евтушенко, Е.А.Медведева, Л.Н. Комисарова, Г.Р. Шашкина, О.Л.Сергеева).

Проблему коррекционно-развивающей работы с детьми рассматривали отечественные педагоги и психологи еще в начале XX века (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, П.О. Эфрусси и др.). Научно доказано, что для детей, имеющих пограничные нарушения физического и психического здоровья, а также для детей группы педагогического риска необходима организация коррекционно-развивающей работы в школе (Т.А. Власова, 3.И.Калмыкова, И.Ю. Кулагина, Н.А. Менчинская, и др.) [30, с. 5].

Начало же игровой терапии было положено еще в 20-е годы прошлого века в работах зарубежных психологов. Развитие теории и практики использования игры в терапевтических и коррекционных целях длительное время осуществлялось в рамках двух подходов: первоначально в психоаналитическом, где использование игры осуществлялось в коррекционных и терапевтических целях и исторически связанно с теоретическими традициями психоанализа, а начиная с 50-х годов 20 века, в гуманистически-ориентированном подходе. В психотерапевтической практике инициатива использования игры в качестве лечебно-коррекционного средства принадлежит З. Фрейду. В его работах просматриваются два возможных подхода к детской игре. Один из них связан с пониманием игры как средства замещающего или символически удовлетворяющего потребности и влечения, которые присущи ребенку до и вне игры, но в реальной жизни не находят удовлетворения. Другой подход предполагает, что сами потребности и эмоции ребенка, которые оказываются предметом игры, меняют свою природу – ребенок становится активным по отношению к ним, овладевает ими, делает себя их автором. Это осмысление проблемы детской игры позволило заложить фундамент для развития психоаналитического подхода к игротерапии и ее становления как самостоятельного направления психотерапии [39, с. 86].

Игра в психологической практике, по мнению О.А.Карабановой [15, с. 13], рассматривалась как символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения, с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения. Основными механизмами коррекционного воздействия в игротерапии является:

- установление эмоционально-позитивного контакта между ребенком и взрослым, позволяющим терапевту принимать участие в игре ребенка и организовывать в игре актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов, а также аналитической связи, осуществляя функции интерпретации символического значения детской игры;

- обеспечение проявления катарсис-формы эмоционального реагирования, приводящая к преодолению негативных эмоциональных переживаний и освобождению от них.

Игра представляет две возможности для катарсиса: собственно процесс игры, открывающий возможность свободного выражения чувств и эмоций ребенка, и вербализацию. Условием реализации катарсиса в процессе игротерапии являются отношения доверия, существующее между ребенком и психотерапевтом, отношения, снимающее страх и тревожность ребенка, обеспечивающее переживание чувства собственной безопасности.

Психологическая коррекция есть внесение позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личностных показателей индивида.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Неформальные молодежные движения
Формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные ...

Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского
Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский предложил разделить периоды жизни на кризисы, на которые приходится период наиболее благоприятной реализации какой либо функции или способности. Выяснено, что ребенок при переходе от дошко ...

Саморегуляция личности юриста в процессе оценивания и оценки
Исключительная профессиональная ответственность и социальная значимость правового оценивания и правовых оценок, которые реализует каждый юрист в своей профессиональной деятельности, обязывает искать и разрабатывать различные психотехники ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru