Структура социальной адаптации

Материалы » Психокоррекционная работа по преодолению социально-психологических адаптационных трудностей детей из неблагополучных семей » Структура социальной адаптации

Страница 1

Что же касается структуры социальной адаптации, то, исходя из теоретического анализа различных подходов к процессу адаптации, В.Н. Литовченко выделяет три аспекта:

1. Собственно психическая адаптация, связанная с особенностями личности, ее актуальным психическим состоянием, логической переработкой внешней и внутренней информации;

2. Социально-психологическая адаптация, направленная на установление взаимоотношений с окружающими;

3. Психофизиологическая адаптация, предполагающая формирование адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками человека. Все эти три аспекта взаимосвязаны и в совокупности являются показателями успешности или неуспешности адаптационного процесса [13, с. 23].

С.Л. Колосова выделяет два типа социальной адаптации:

Прогрессивный – при котором происходит достижение всех функций и целей полной адаптации, в ходе реализации которой достигается единство интересов, целей личности, с одной стороны, и групп общества в целом – с другой. За счет этого единства устремленности интересов и целей жизни в обществе, принятие установленных в нем норм воспринимаются личностью как важнейшее условие раскрытия своих возможностей, как гарантия возможности самореализации.

Регрессивный – проявляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности. Это ведет к созданию проблемных ситуаций и отнимает у личности возможность самореализоваться, проявить свои творческие способности, испытать чувство широкого общественного признания и собственного достоинства [28, с. 76].

Как и любой процесс, адаптация также имеет стадии протекания. Б.А. Куган выделяет следующие:

1. Уравновешивание. Минимальная степень включенности индивида в процесс адаптации к новой среде. Узнавание новой ситуации. "Новичок" знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливает специфику его психологической атмосферы. Здесь устанавливается "равновесие" между средой и индивидом, которые проявляют взаимную активность к системе ценностей и стереотипов поведения друг друга.

2. Псевдоадаптация. Сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой стороны. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне, в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

3. Приноровление. Признание и принятие основных систем ценностей новой ситуации, которое связано с взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.

4. Уподобление. Психологическая переориентация индивида. Трансформация прежних взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения [46, с. 134].

Критериями адаптации отечественный исследователь В.Н. Литовченко выделяет:

1. Положение, занимаемое индивидом в группе, коллективе, его социальный статус (низкий социальный статус свидетельствует о нарушении социально-психологической адаптации);

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Особенности подросткового общения
Подростковый период по продолжительности превосходит все предыдущие периоды развития, здесь наиболее ярко проявляется эффект взросления – взятие «на себя полноценного исполнения социальной роли». [17] Д.Б. Эльконин выделяет это центральны ...

Основные коммуникационные жесты и их происхождение
Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны - они хмурятся, когда сердятся - у них сердитый взгляд. Рис. 1. Пожимание плечами. Рис ...

Распределение ролей в семье
С точки зрения Г.М.Андреевой для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, како ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru