Что мешает творчеству

Материалы » Изучение научного творчества в современной психологии » Что мешает творчеству

Страница 2

Первобытный человек начинал мыслить, мучительно соотнося «предмет идеализованный» (предполагаемый топор), еще совсем туманный, неопределенный, еще тождественный представлению, с предметом реальным, внешним (обломком камня), перепроверяя эти предметы друг с другом. В несовпадении этих двух предметов, в зазоре между ними, в необходимости и невозможности их совпадения и помещается зерно мысли, произрастает мышление. Такова исходная идея теоретизирования.

В мышлении я фиксирую, закрепляю предмет размышления как нечто вне мысли существующее и ею проясняемое, как нечто с мыслью (идеализованным предметом) не совпадающее. Только тогда возможно конституировать самое мысль как нечто, не совпадающее с реальным практическим действием, хотя и составляющее его − практического действия необходимое определение. Но это и есть исходное предположение теории. «Это только в теории, а не в действительности» − такое обвинение составляет негативное определение мышления. И одновременно коренной парадокс мысли.

Ощущать, представлять, воспринимать возможно что-то, но мыслить возможно только о чем-то. В ощущениях и представлениях я сливаюсь с предметом своего ощущения, я ощущаю лезвие ножа как свою боль. В мысли я отделяюсь от предмета мышления, не совпадаю с ним. Но все дело в том, что не совпадающий с мыслью предмет есть предмет размышления, он существует для мысли лишь в той мере, в какой он соотносится с мысленным предметом. И одновременно он есть нечто «немыслимое», вне мысли (вне меня и независимо от моего сознания) существующее, заданное мысли как загадка и никогда ею до конца не ассимилируемое. Именно в мысли мне противостоит бытие вещей в их «метафизической» цельности, замкнутости «на себя», внеположности субъекту. Но одновременно . Сказка про белого бычка может продолжаться до бесконечности.

Конечно, логика практики образует рациональную основу рассматриваемого парадокса, но сейчас речь о другом, поскольку в мышлении, − в чем и состоит его «миссия» − практика как раз и выступает как парадокс, постоянно разрешаемый, воспроизводимый и углубляющийся… Можно сказать даже, что мысль и есть практика в ее парадоксальности.

Теоретическое творчество является изобретением любых идей, любых, самых гротесковых идеализованных предметов ради того, чтобы понять предмет, как он есть (или как если бы он был), вне моей практической деятельности и независимо от нее. Стремление к надличному, сверхличному вот в чем состоит пафос мышления. Только в отстранении (теоретическом в потенции своей) от самого себя появляется возможность относиться к себе как к «alter ego», возникает зерно внутреннего диалога. Поэзия радикально внедиалогична, об этом очень точно писал Бахтин. Вот почему внутренний диалог мышления как творчества возможен исключительно для теоретического ума. Не случайно в качестве предмета логического исследования творческое мышление должно быть взято как мышление теоретическое, как внутренний диалог теоретика. Это должен быть язык (речь) внутреннего диалога, в котором осуществляется непрерывное взаимообращение текстов, их полифония, контрапункт, а не просто сосуществование.

Подходя к своей логике со стороны, философ стоит перед парадоксом. Философу приходится критиковать собственную логику (логику в целом) во имя некой еще не существующей, в состоянии становления находящейся логики. Здесь логика творчества может быть понята только как творчество логики… Что остается вообще от той железной логики, и зачем вообще нужна эта «диалогика», эта проверка «логики» «логикой»?

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Эффект «ожиданий»
Он реализуется в «имплицитных теориях личности», т.е. обыденных представлениях, более или менее определенно существующих у каждого человека, относительно связей между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда ...

Теория становления личности Э. Эриксона
Многие сторонники Фрейда пытались глубже изучить психоанализ, с целью выявления значения эго-процессов и наблюдения за их развитием. Наиболее ярким таким последователем был - Эрик Эриксон, расширивший теорию психоанализа. Однако он изучал ...

Ситуация развития личности в студенческом возрасте
Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями. Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с тр ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru