Что мешает творчеству

Материалы » Изучение научного творчества в современной психологии » Что мешает творчеству

Страница 2

Первобытный человек начинал мыслить, мучительно соотнося «предмет идеализованный» (предполагаемый топор), еще совсем туманный, неопределенный, еще тождественный представлению, с предметом реальным, внешним (обломком камня), перепроверяя эти предметы друг с другом. В несовпадении этих двух предметов, в зазоре между ними, в необходимости и невозможности их совпадения и помещается зерно мысли, произрастает мышление. Такова исходная идея теоретизирования.

В мышлении я фиксирую, закрепляю предмет размышления как нечто вне мысли существующее и ею проясняемое, как нечто с мыслью (идеализованным предметом) не совпадающее. Только тогда возможно конституировать самое мысль как нечто, не совпадающее с реальным практическим действием, хотя и составляющее его − практического действия необходимое определение. Но это и есть исходное предположение теории. «Это только в теории, а не в действительности» − такое обвинение составляет негативное определение мышления. И одновременно коренной парадокс мысли.

Ощущать, представлять, воспринимать возможно что-то, но мыслить возможно только о чем-то. В ощущениях и представлениях я сливаюсь с предметом своего ощущения, я ощущаю лезвие ножа как свою боль. В мысли я отделяюсь от предмета мышления, не совпадаю с ним. Но все дело в том, что не совпадающий с мыслью предмет есть предмет размышления, он существует для мысли лишь в той мере, в какой он соотносится с мысленным предметом. И одновременно он есть нечто «немыслимое», вне мысли (вне меня и независимо от моего сознания) существующее, заданное мысли как загадка и никогда ею до конца не ассимилируемое. Именно в мысли мне противостоит бытие вещей в их «метафизической» цельности, замкнутости «на себя», внеположности субъекту. Но одновременно . Сказка про белого бычка может продолжаться до бесконечности.

Конечно, логика практики образует рациональную основу рассматриваемого парадокса, но сейчас речь о другом, поскольку в мышлении, − в чем и состоит его «миссия» − практика как раз и выступает как парадокс, постоянно разрешаемый, воспроизводимый и углубляющийся… Можно сказать даже, что мысль и есть практика в ее парадоксальности.

Теоретическое творчество является изобретением любых идей, любых, самых гротесковых идеализованных предметов ради того, чтобы понять предмет, как он есть (или как если бы он был), вне моей практической деятельности и независимо от нее. Стремление к надличному, сверхличному вот в чем состоит пафос мышления. Только в отстранении (теоретическом в потенции своей) от самого себя появляется возможность относиться к себе как к «alter ego», возникает зерно внутреннего диалога. Поэзия радикально внедиалогична, об этом очень точно писал Бахтин. Вот почему внутренний диалог мышления как творчества возможен исключительно для теоретического ума. Не случайно в качестве предмета логического исследования творческое мышление должно быть взято как мышление теоретическое, как внутренний диалог теоретика. Это должен быть язык (речь) внутреннего диалога, в котором осуществляется непрерывное взаимообращение текстов, их полифония, контрапункт, а не просто сосуществование.

Подходя к своей логике со стороны, философ стоит перед парадоксом. Философу приходится критиковать собственную логику (логику в целом) во имя некой еще не существующей, в состоянии становления находящейся логики. Здесь логика творчества может быть понята только как творчество логики… Что остается вообще от той железной логики, и зачем вообще нужна эта «диалогика», эта проверка «логики» «логикой»?

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Критерий результативности совместной деятельности
I. Результативность совместной деятельности оценивается по ее конечному продукту. Этот подход наиболее широко представлен в работах по общей психологии, выполненных на материале группового решения задач. Их анализ показывает, что ряд исс ...

Ролевые позиции тренера
Анализ литературы, посвященной проблеме мастерства тренера по футболу, позволяет выделить основные ролевые позиции, определяющие педагогические закономерности в его деятельности. Tpенеp — теоретик и практик. А. С Макаренко говорил, что у ...

Исследование леворукости
Мною было обследовано 28 учащихся СОШ №4, г. Моршанска в возрасте 7-12 лет, в том числе 13 мальчиков и 15 девочек. Для определения функциональных асимметрий учащихся проводился набор тестов и проб, объективный многопараметрический контрол ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru