Исследование леворукости

Материалы » Особенности проявления в обучении левшества » Исследование леворукости

Страница 1

Мною было обследовано 28 учащихся СОШ №4, г. Моршанска в возрасте 7-12 лет, в том числе 13 мальчиков и 15 девочек. Для определения функциональных асимметрий учащихся проводился набор тестов и проб, объективный многопараметрический контроль сенсомоторной асимметрии. Так, для определения ведущего глаза использовалось четыре пробы: пробу Розенбаха, зажмуривание одного глаза, сравнение размеров двух одинаковых кругов отдельно каждым глазом и диоптическую экспозицию. Для выявления ведущего уха отмечала к какому уху первоначально обследуемый подносит наручные часы для сравнения громкости тиканья, и с какой стороны тиканье кажется более громким. Для выявления доминантной руки применялось 11 проб: какой рукой обследуемый пишет свое имя и фамилию, берет карту, часы и динамометр, проводили кистевую динамометрию, анализировали переплетение пальцев рук, "позу Наполеона", тест вытянутых перед собой рук, аплодирование, замечали какой рукой испытуемый ловил подброшенный вверх мяч, лучше рисовал круг и квадрат с закрытыми глазами.

Ведущую ногу выявляла с помощью шести проб: обследуемым предлагали закинуть ногу на ногу, подпрыгнуть на одной ноге, сделать шаг назад и вперед, встать на стул на колени и сойти со стула, из положения ноги вместе пройти вперед с закрытыми глазами по прямой (отмечали отклонение от прямолинейного движения), забить ногой мяч между ножек стула.

Результаты исследования позволили разделить обследуемых на пять групп, отличающихся степенью выраженности признаков праволатеральности (рис.1). От первой к последующим группам нарастали показатели праволатеральности: лица первых двух групп имели не более одного, третьей группы - не более двух, четвертой группы - три, пятой группы - все обобщенные правосторонние показатели.

Рис. 1 Распределение учащихся с различным латеральным фенотипом

I группа. Лица с преобладанием леволатеральных показателей.

II группа. Амбидекстры или «обоюдорукие», то есть, те, у кого обе руки развиты одинаково.

III группа. Лица со смешанными показателями сенсорной асимметрии.

IV группа. Преимущественно праволатеральные.

V группа. Абсолютные правши

В ходе изучения медицинских карт обследуемых и последующего анализа среди представителей различной латеральности, обнаружилось, что у здоровых реже, чем у больных, представлены левые асимметрии всех изученных парных органов (слух, руки, зрение).

Из представленной гистограммы (рис.2) видно, что у здоровых детей по слуху, зрению и рукам левая асимметрия встречается реже, чем у больных подростков почти в два раза. Хотя нельзя категорично утверждать, что левые признаки характерны только для больных людей.

Рис. 2. Распределение леволатеральной ассиметрии среди больных и здоровых детей

Много праворуких здоровых людей являются левосторонними в функционировании других парных органов. В частности, при изучении асимметрии слуха и зрения у здоровых детей нами обнаружено 22% учащихся с левосторонним функционированием парных органов.

Нами была выявлена разница в процентном распределении профиля межполушарной асимметрии среди здоровых детей. Среди здоровых девочек правый профиль асимметрии выявляется чаще, чем у здоровых мальчиков, тогда как смешанный профиль чаще у мальчиков, чем у девочек.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: распределение латерального фенотипа выявило большее количество преимущественно праволатеральных учащихся и лиц со смешанными показателями сенсомоторной асимметрии. Исследование профиля межполушарной асимметрии показало, что левая сенсомоторная асимметрия чаще встречается среди школьников, имеющих отклонение в здоровье.

Неоднородность школьников по показателям межполушарной асимметрии, наличие большого процента лиц с левополушарной асимметрией среди больных учащихся свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода в обучении. Полученные результаты свидетельствуют о важном прогностическом значении профиля межполушарной асимметрии для разносторонней оценки свойств личности, а учет и контроль показателей латерального статуса испытуемых является необходимым звеном валеологического обследования.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Внеклассная воспитательная работа в формировании здорового образа жизни у подростков
Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во вне учебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. (28) Внеклассная воспитательная работа пред ...

Значение игровой деятельности для психического и социального развития ребенка: коррекционно-развивающий потенциал игры
Психологи относят игру к интрогенному поведению, т.е. поведению, детерминированному внутренними факторами личности (потребностями, интересами), в отличие от экстрогенного поведения, определяемого внешней необходимостью [21, 42, 45]. Свое ...

Возрастная динамика онтогенеза грамматики
Формирование различных сторон языка (фонетики, лексики, грамматики) у ребенка дошкольного возраста протекает неравномерно и в определенной степени несинхронно, на различных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона. ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru