Профильное обучение старшеклассников

Материалы » Мотивационный комплекс личности » Профильное обучение старшеклассников

Страница 3

Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

2. Модель сетевой организации

Первый вариант - объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом и выполняющего роль "ресурсного центра". Каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовывать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя "ресурсный центр".

Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).

Предложенный подход не исключает возможности существования и дальнейшего развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение, и различного рода; специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).

Профилизация обучения в старшей школе должна быть прямо соотнесена с вводимым единым государственным экзаменом. Предпрофильная подготовка (на второй ступени общего образования).

Курсы по выбору

Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.

В этих целях необходимо:

- увеличить часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в 9 классе;

- при организации обязательных занятий по выбору ввести деление класса на необходимое число групп;

- образовательным учреждениям использовать часы вариативного компонента, прежде всего, на организацию предпрофильной подготовки.

Главная цель профориентационной работы - подготовка учащихся к осознанному выбору профессии.

Профориентационная работа, проводимая в школе, позволяет исследовать профессиональные интересы и склонности старшеклассников; оказывает психологическую помощь школьникам при выборе профессии; оказывает помощь старшеклассникам в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного профессионального пути, с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей, а также потребностей общества и формирует у учащихся положительную мотивацию к трудовой деятельности.

Таким образом, проблема осознанного выбора профессии старшеклассниками является одной из наиболее актуальных и, вместе с тем, наиболее сложных. Критериями формирования профильных классов могут быть интересы, склонности, способности учащихся, достигнутые ими успехи, проектируемая профессия. На выбор профиля обучения оказывают влияние ожидания родителей, социальные изменения, происходящие в обществе, особенности региона и т.д. Успешность выбора профиля обучения зависит от того, насколько старшеклассник сможет соотнести свои интересы, способности с умением видеть свою жизнь во временной перспективе, понимать и осознавать истинные мотивы своего решения.

Для этого необходима целенаправленная, опережающая работа не только по освоению учащимися нового для них образовательного пространства, но и работа, направленная на познание своих возможностей, на формирование механизма принятия решений. Только в таких условиях старшеклассник сможет сделать самостоятельный выбор.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Психофизиологические методики
Особый класс психодиагностических методов составляют психофизиологические методики, диагностирующие природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Они разрабатывались отечественной школой Б.М. Тепл ...

Личностные особенности подросткового возраста, имеющие значение в формирование делинквентного поведения
По мнению L. Michaux (1964), до 70 % делинквентных подростков обнаруживает изначальные нарушения характера. А. А. Вдовиченко (1976) среди делинквентных подростков в 66 % установил различные типы акцентуаций характера. Н. И. Озерецкий (193 ...

Возрастные, социально психологические особенности старшего школьного возраста
В старшем школьном возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. У мальчиков и девочек эти изменения включают в себя быстрый рост, развитие репродуктивных орга ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru