Профессиональная деятельность и самоактуализация личности

Материалы » Особенности самоактуализации в зависимости от включенности личности в профессиональную деятельность психолога » Профессиональная деятельность и самоактуализация личности

Страница 2

2-й тип - профессия предполагает продвижение личности по ступеням мастерства. Но это скорее совершенствование данной области профессиональной деятельности, чем развитие способностей самой личности, т.е. можно говорить о профессиональном росте, но не о развитии личности;

3-й тип - движение в профессии осуществляется через развертывание, развитие и совершенствование качеств и способностей личности. Если в момент выбора профессии способности находились в потенциальном состоянии, то профессия актуализирует их и тем самым открывает перспективу развития личности;

4-й тип - совпадение с профессией обусловлено не только наличными способностями, но и творческой активностью личности в целом. Этот тип способен не только к движению и развитию в профессии, но и к преобразованию условий труда в адекватном своим способностям направлении.

Следовательно, только четвертый тип профессиональной идентификации может быть соотнесен с ориентацией личности на самоактуализацию. Только четвертый тип профессиональной идентификации характерен для личности, которая действительно развивается в процессе своего профессионального роста.

Человек “воспринимает работу не только как нечто от чего он ждет удовлетворения своих базовых физических и финансовых потребностей, но также как активность, от которой он надеется получить личное удовлетворение . он воспринимает свою работу, свою карьеру как часть себя,” - так характеризуют работу, рассматривая ее как интегративный компонент развития человека, Ф. Вондрасек, Р. Лернер, Дж. Шуленберг [цит. по 12]. Р. Хавигхерст отмечает, что “та часть жизни, которая протекает за пределами работы, тем не менее протекает под ее влиянием”.

Только недавно в западной психологии начали формироваться некоторые новые категории, предполагающие подход к пониманию развития профессиональной карьеры как неотъемлемой части жизненного пути” [30].

К.А. Абульханова-Славская, анализируя состояние этой области знания в российской науке, пишет: “Социальные психологи и социологи уделяют много внимания проблемам выбора профессии, профессиональной адаптации, развития профессиональных способностей, удовлетворенности трудом и профессией. . Однако вопрос о способе включения в профессию, а также о способе самоопределения личности в профессии, существенном для жизненной перспективы личности, не ставился. Между тем, по нашему мнению, характер самовыражения, самоопределения личности в профессии, формальный или творческий способ включения человека в профессию определяют как характер профессионального движения, так и жизненную перспективу личности” [1, с. 141].

Если избранная профессия не вступает в неразрешимое противоречие со сформировавшимися личностными чертами и предполагаемое профессиональное формирование личности соответствует основным ценностным представлениям, то в последующем можно ожидать органичной творческости, естественной спонтанности в профессиональном поведении. То есть в этом случае профессионализация связана с естественной связной поступательностью в развитии личности и сознательно отражаемым чувством личностного роста. Если этого не происходит, человек становится функционером, его сознание расщепляется: “для работы” и “для себя”. Он ведет себя как функция групповых ожиданий профессионального сообщества носителей обезличенной идеологии. Профессиональная деятельность отчуждается от личности. Отсутствует ее органичное развитие. Об этом пишет К.А. Абульханова-Славская: “ .изменение человека, его личности не всегда происходит как развитие. Часто, изменение человека - это своеобразная “уступка” обстоятельствам” [1]. Помочь человеку самоактуализироваться, найти свое место в мире, в том числе и место в профессии - это становится ведущей нормой гуманистического ориентированного сообщества.

Обобщая вышесказанное можно отметить, что возможность человека развить и реализовать свой потенциал, возможность самоосуществиться, самоактуализироваться в профессиональной сфере является решающим фактором оптимальной профессионализации. Самоактуализация может быть рассмотрена как “операциональный аналог личностной зрелости” [2]., когда человек обретает возможность истинного развития, способность к творчеству, преобразованию и облагораживанию Среды, в которой он живет, к слиянию с миром, к чувству единения с ним. Такого человека характеризует искренняя заинтересованность в личностном росте и совершенствовании других людей, стремление поддержать этот рост, при этом, не навязывая в качестве образца сложившиеся социальные стереотипы, а помогая другому человеку обрести собственное аутентичное его природе бытие.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Проблематика понятия «внутриличностный конфликт»
Внутриличностный конфликт – выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее ее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения [21]. Б.С. Волков и ...

Клинические симптомы ПТСР
1. Немотивированная бдительность. Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему постоянно угрожает опасность. 2. «Взрывная» реакция. При малейшей неожиданности человек делает стремительные движения (нагибается пр ...

Психологические условия и характеристики заболеваний
В наши дни формируется новое отношение к здоровью. Оно приобретает более высокую ценность. Повышение статуса человека, рост внимания к его личностным характеристикам обусловливает необходимость углубления знаний о нем, внимания к его духо ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru