Профессиональная деятельность и самоактуализация личности

Материалы » Особенности самоактуализации в зависимости от включенности личности в профессиональную деятельность психолога » Профессиональная деятельность и самоактуализация личности

Страница 1

Успешность профессионала помимо специальных знаний, умений, навыков связана с его личностными особенностями, стремлением к саморазвитию, самоактуализации.

Многие исследователи отмечают, что соответствие специалиста занимаемому рабочему месту - гарантия высокой эффективности, производительности его труда и, одновременно, это залог его собственного благополучия, залог чувства полноты жизни, которые обычно сопровождают человека со счастливой судьбой [8, 15,24].

Согласно Сьюперу, профессиональное поведение может быть понято лучше, при взгляде на него в контексте попыток реализации человеком его самоконцепции [30].

Выражая профессиональное предпочтение, человек выражает в профессиональной терминологии свою идею того типа человека, которым он является, входя в профессию, он ищет воплощение концепции себя, утверждаясь в профессии, он достигает самоактуализации (Холланд).

Развитие личности в процессе профессионального становления происходит, когда в качестве предугадываемой цели саморазвития выступает профессиональный эталон, “модель специалиста”. Направление самореализации задается содержащимся в сознании целостным представлением о характеристиках постепенно воплощаемого “образца”. Из этого следует, что идеальный образ в контексте профессионального становления личности может быть более конкретно представлен в виде эталона личности профессионала [30].

Холланд утверждал, что адекватный профессиональный выбор в большой степени есть следствие адекватности самознания.

Содержательный анализ Образа-Я и профессионального эталона и их коррекция в соответствии с реальными возможностями развивающейся личности позволяют оптимизировать процессы профессионального становления и личностного роста, сделать их согласованными и, следовательно, истинно прогрессивными, т.е. расширяющими ареал возможностей личности и усиливающими тенденции ее самоактуализации, плодотворности. Одновременно с этим возрастает и столь значимая для общественного благополучия профессиональная отдача такой личности, ее продуктивность.

Выбор профессии и последующий процесс профессионализации предстают как развернутый в личном времени индивида протяженный этап формирования личности. Это сложноорганизованный этап, содержащий в себе много стадий, соответствующих возникновению разного типа противоречий, их осознанию субъектом и разрешению, приводящими к качественному преобразованию личности, к ее постоянному росту. Но возможны в этом процессе тупики и “ловушки”, когда возникающие противоречия не осознаются, конструктивно не разрешаются, и изменения, происходящие с личностью, скорее могут быть категоризованы как деформационные, деструктивные.

“В стране огромное число людей, - пишет А.А. Бодалев - которые продвигаются в политике, экономике, в сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова” [6, с.5].

А.А. Бодалев относит к принципиальным задачам “разработку такой стратегии организации его жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях объективировать себя на ступени зрелости” [6, с.3], с сожалением при этом констатируя, что “наблюдения за проявлениями высокого профессионализма в жизни нередко фиксируют остановки в его росте, а иногда и утрату его и также деформацию личности самого профессионала” [6, с.6]. Между тем нельзя не согласиться с К.А. Абульхановой, считающей, что для психолога является принципиальной мысль о неиспользованных, упущенных возможностях в жизни, о нереализованных способностях человека [1]. Деформация личности, чувства смятения и неудовлетворенности, ощущения отчужденности проживания “чужой жизни”, неспособность самореализоваться, подчинить своему Я внешние пространства, трансцендентировать себя в них и почувствовать их как свое продолжение - все эти проблемы “неправильного” личностного роста часто возникают в связи с неверно выбранным эталоном профессионала, его объективностью, который личность ”назначает” себе в качестве цели саморазвития.

Ориентация на определенный эталон саморазвития как проявление принятого личностью решения о направлении ее жизненного пути, ее идентификация с определенным эталонным образом - предпосылка и условие чувства идентичности. К.А. Абульханова, основываясь на собственных исследованиях и исследованиях других специалистов в этой области, предлагает выделять различные типы профессиональной идентификации (самовыражения, объективации личностью себя в профессии) [1]:

1-й тип - идентификация происходит через выбор профессии близкой к характеристикам личности (например, личность склонная к риску выбирает опасную профессию). В этом случае жизненная перспектива связана с простым воспроизводством ситуаций, отвечающих стремлению данной личности, с повторением этих ситуаций, а значит со стереотипным реагированием личности и в отсутствием потенциала развития;

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Классификация эмоциональных процессов и состояний
Важным нерешенным вопросом общей психологии эмоций является вопрос классификации эмоциональных процессов. Эмоции представляют собой системные явления и как таковые обладают системными качествами. Выделение этих качеств, их объективизация ...

Влияние взрослого на «Я-концепцию» ребенка дошкольного возраста в работах Г.С. Абрамовой
Дошкольным по Абрамовой Г.С. является возраст 5-7 лет, она называет этот период серединой детства, и разделяет на младший дошкольный и старший дошкольный. Она отмечает, что для этого возраста характерна повышенная чувствительность ребенка ...

Понятие адаптации
Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru