Феноменология гендерного дисплея
Социальный конструктивизм полагает, что в принципе маскулинность и феминность представляют собой фикцию, порожденную идеологическими ухищрениями патриархатной культуры. Как считает Аннали Ньюитц [33], женщины самостоятельно не изобретали идею феминности; она была изобретена для них мужчинами в рамках маскулинной идеологии. Маскулинная идеология западного общества, будучи социальной структурой, с которой субъект идентифицирует себя, оказывает давление на индивидов посредством социального одобрения маскулинных черт [3]. Поэтому феминность постоянно конструируется как нечто менее престижное, менее самодостаточное. С точки зрения теории социального конструктивизма маскулинность и феминность всегда определены в контексте как социальные конструкты, вплетенные в объективную и субъективную реальности. В первом случае трактовки маскулинности и феминности касаются их институционализированного характера в качестве представлений, стереотипов, норм и типизаций маскулинного/феминного поведения и способов их контроля и поддержания; в качестве ролей, которые понимаются как типы деятелей, с помощью которых институт маскулинности – феминности воплощается в индивидуальном опыте. Во втором случае маскулинность и феминность приобретают статус динамических версий идентичности, которые в свою очередь порождаются социальными структурами. Таким образом, видно, что этот круг настолько же порочен, насколько бесконечен. Маскулинность и феминность являются феноменами объективной реальности, седиментированными и институционализированными в ролевых версиях, стереотипах, нормативных предписаниях относительно того, что является "мужским" и "женским", передающихся в процессе социализаций и, таким образом, конструирующих индивидуальные идентичности в рамках субъективной реальности. И наоборот, маскулинность и феминность через "нормальные" индивидуальные идентичности мужчин и женщин становятся в каждый определенный исторический и культурный момент институционализированными в типичных поведенческих моделях, ролях и стереотипах, в идеологических конструктах социальной дифференциации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основания изучения проблемы гендерного дисплея имеют важное место в становлении новой парадигмы маскулинности–феминности. Гендерный дисплей конвенционален и способствует воспроизводству социального порядка. Они (основания) имеют следующие теоретико-методологические подходы: философско-мифологическая концепция; структурный функционализм; биологический натурализм; ролевой подход; символический интеракционализм Эрвина Гофмана; теория социального конструирования.
Еще по теме:
Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности
Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессиональная деятельность. Человек как субъект деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональному виду труда, как главному направлению ст ...
Истерическая женщина по Фрейду
Как известно, психоанализ начал свою историю с попытки понять истерию, это можно наглядно увидеть на примере случаев Анны О., и Доры, анализируемые Фрейдом, гордость истерической структуры характера прекрасно описана Достоевским в его гер ...
Семья как важнейший институт социализации ребенка
Социализация – это вхождение ребёнка в общество и приобретение ребёнком индивидуальных навыков.
Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он прот ...