Психодиагностическая беседа

Материалы » Закономерности между особенностями личности и продуктами изобразительной деятельности детей 6-ти летнего возраста » Психодиагностическая беседа

Страница 2

8. Обратите особое внимание на отсутствующие части изображения и пустые пространства на рисунке. Вовсе необязательно, что отсутствие той или иной части должно иметь символическую нагрузку. Иногда изображение может иметь «стенографический характер». Я. Боверс, например, отмечает, что при изображении человеческой фигуры лицами, перенесшими насилие, отсутствие нижних частей тела в одних случаях может говорить о подавленной сексуальности, а в других – об искаженном образе «Я».

9. Иногда следует принять изображение буквально, иногда следует искать нечто противоположное изображенному, в особенности, если есть основания для такого предположения. Работы Эдит Крамер, в частности, изобилуют примерами изображения фантастических героев детьми с сильным Эго, уверенно чувствующими себя. В то же время она указывает на то, что столь же часто подобные изображения создаются детьми стремящимися сформировать для себя идеальный не реалистический образ «Я», в результате чего они всякий раз болезненно переживают крушение этого идеала.

10. Просите клиента рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до её начала, а также после её завершения. Вовсе нелишне справляться о его состоянии в процессе создания рисунка, спрашивать, насколько комфортно он себя чувствует, изменяя форму вопроса в зависимости от ситуации. Можно избежать многих защитных реакций со стороны клиента или смягчить их, если прислушаться к его психологическому «пульсу».

11. Предоставьте клиенту возможность работать в удобном для него темпе и с сознанием того, что он будет изображать нечто, что может изобразить; и отражать те состояния, к исследованию которых готов. Независимо от того используем, мы директивный или не директивный подход, мы должны давать клиенту возможность почувствовать, что он сам контролирует изобразительный процесс и его результаты.

12. Стремитесь выделять в работах клиента наиболее устойчивые образы. С течением времени, по мере того как будут определяться смысловые связи, в них многое может проясниться и заговорить. Кроме того, со временем клиент будет готов к тому, чтобы увидеть в своих изображениях единые смысловые линии в контексте всей проделанной работы [8].

Подобные суждения могут быть как верными, так и не верными применительно к конкретному времени и конкретному лицу.

Дополнительно к предложенным хочется добавить еще некоторые рекомендации.

Не следует спрашивать клиента слишком о многом и делать это слишком быстро.

Мы всегда должны оглядываться назад и пытаться сформулировать оценочные суждения постараться увидеть глубинный смысл изображения. Лишь применив во внимание все многообразие ассоциаций вызываемых этим образом, мы можем сделать более верную интерпретацию. Изобразительный образ отражает совокупность тех или иных представлений и является наиболее экономичным инструментом коммуникации. Нам порой требуется тысяча слов, чтобы описать лишь один образ, а потому мы должны тщательно подбирать слова, когда пытаемся что-то узнать об изображении или интерпретировать его [8].

Хотя слово организует формирование графического образа и связанного с ним графического построения, оно может мешать непосредственному визуальному впечатлению и создавать установку на то, видеть натуру сквозь известное уже графическое построение. Для рисования необходимы специальные приемы, помогающие преодолевать тормозящие влияния слова [5].

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Различные подходы к диагностике личности с использованием изобразительного искусства
Рассмотрение детских рисунков с точки зрения идей какого-либо одного из направлений не может привести к истинному пониманию природы детского изобразительного творчества; детское рисование невозможно объяснить, исходя исключительно из идей ...

Динамика формирования привязанности
Различают 3 основных периода формирования детско-материнской привязанности в первые годы жизни: 1) период до 3 мес., когда младенцы проявляют интерес и ищут эмоциональной близости со всеми взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми; 2) ...

Структура социальной адаптации
Что же касается структуры социальной адаптации, то, исходя из теоретического анализа различных подходов к процессу адаптации, В.Н. Литовченко выделяет три аспекта: 1. Собственно психическая адаптация, связанная с особенностями личности, ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru