Семейная ситуация развития девиантных подростков

Материалы » Девиантное поведение подростков » Семейная ситуация развития девиантных подростков

Страница 2

- o семьи с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальную деятельность.

А.Е. Личко выделяет четыре неблагополучные ситуации в семейном воспитании:

- o гиперопека различной степени: от желания быть соучастником всех проявлений жизни детей (их мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;

- o гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;

- o ситуация создания "кумира" семьи. Для нее характерно постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала его за весьма скромные успехи;

- o ситуация создания "золушек" в семье, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

Б.Н. Алмазов также выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению "трудных" детей:

- o семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющим возможность оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени и сил на поддержание материального благополучия. Эти семьи сами по себе не формируют "трудных" детей, но все же создают нежелательный фон для воспитания детей;

- o конфликтные семьи: где родители не стремятся исправить недостатки своего характера; где один родитель не терпим к манере поведения другого. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас демонстративно конфликтны. Более старшие конфликтуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

- o нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т.п.;

- o педагогически некомпетентные семьи: в них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к безнадзорности, вызывает у него дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление отгородиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку. Другим отрицательным примером может служить распространенное у многих родителей стремление сохранить у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся им образцы поведения предшествующих этапов развития, например меньшую активность, послушность и т.д.

М. Реттер среди обстоятельств, способствующих появлению "трудных" детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании, нахождение в детском доме и т.д. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайности. Они часто стремятся сопоставить слова родителей с их делами. Так, если старшие в семье призывают к честности, а сами лгут, к сдержанности, а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенку предстоит сделать выбор. Но он всегда в этих условиях будет протестовать против требований вести себя образцово, если родители сами этого не делают.

М. Раттер отмечает и другие факторы, неблагоприятно действующие на ребенка. Таковы, например, жесткие ограничения и гиперопека со стороны родителей. Первые ведут к подавленности учащегося и даже к невротическим состояниям. Гиперопека ведет к затруднениям в общении с детьми. Вызывает трудности и доминирование в семье одного из супругов, находящее сопротивление со стороны другого. Неблагоприятно влияет на ребенка и жизнь вдали от семьи, особенно потеря одного из родителей.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Особенности взаимоотношений ребенок-родитель в подростковом возрасте
Специфика детско-родительских отношений заключается в их постоянном изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. Взаимоотношения со взрослыми – одна из важнейших проблем подросткового возраста. Существует общ ...

Специфика медицинской профессии, как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания
Условия труда медицинских работников обладают некоторой спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома эмоционального выгорания. В настоящее время медицина поднялась до уровня осознания биомедицинских проблем этическог ...

Мыслительные операции
Понятия и суждения являются такими формами отражения действительности, которые получаются в результате сложной умственной деятельности, состоящей из ряда следующих мыслительных операций: 1. Сравнение выделенных объектов. Чтобы отразить ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru