Основные направления изучения девиантного поведения

Материалы » Девиантное поведение подростков » Основные направления изучения девиантного поведения

Страница 4

3) незрелость,

4) асоциальные тенденции.

Границы "нормального" поведения столь же относительны, как и границы здоровья или "нормального" характера. Норму определяют как идеал, условное обозначение объективно существующего явления, среднестатистический показатель, максимальный вариант, "равновесие" со средой, функциональный оптимизм и т.д. Однако общепризнанного определения нормы на сегодняшний день нет, что мало помогает определению девиантности. Вот некоторые из них:

- нормы социальные (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец) – средства социальной регуляции поведения индивидов и групп;

- нормы социальные – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца (типа);

- социальная норма – обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретно-исторических условиях жизни общества.

Таким образом, в регулировании сознания и поведения людей – суть социальных норм. Социальные нормы являются важным звеном механизма социального управления, регуляции и предупреждении поведения человека, стимулирования его творческой и социальной активности, однако неопределенность данного понятия и ярко выраженная социально-групповая зависимость затрудняют его использование в решении проблем девиантности.

Обычно различают девиантное поведение в широком и узком смысле. В широком смысле – это поведение любого человека, сбившегося или отклоняющегося от социальной нормы. В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоречиями.

Кроме того различают первичную и вторичную девиацию (Бахрушин С.В.). Первичная девиация – это собственно ненормативное поведение, имею-щее различные причины ("бунт" индивида, стремление к самореализации, которая почему-либо не осуществляется в рамках "нормативного" поведения и т.д.). Вторичная девиация – это подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведения.

Я.И. Гилинский первым обратил внимание на созидательный, позитивный характер девиации. "Девиация является всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а, следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы". Такая точка зрения близка синергетике, некоторым теориям творчества. Личность в своем поведении, по отношению к социуму, как пишет З.И. Васильева, может находиться в четырех сферах: нормативное поведение, социально-психологическая адаптация, отклоняющееся девиантное поведение, противоправное поведение.

Поведение людей является девиантным, если их поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившемся в данном обществе нормам и правилам.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Структура личности тренера
Структуру личности тренера мы рассматриваем исходя из известной концепции К.К.Платонова, согласно которой в личности можно выделить четыре подструктуры. В первую подструктуру входят мировоззренческие и нравственные качества личности трен ...

Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания
В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный [4, с. 60]. Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, Х. Дж. Фрейденберг выделяе ...

Взаимоотношения «родитель — ребенок» в ситуации распада семьи
В сфере детско-родительских отношений фаза перестройки характеризуется изменением системы семейного воспитания с учетом новых реалий жизни семьи — трудовой занятостью матери и снижением меры участия отца в процессе воспитания. Изменения в ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru