Понятие и виды депривации

Материалы » Влияние депривации на психическое развитие личности в детском возрасте » Понятие и виды депривации

Страница 4

Социологи Ю.Г. Волков и В.И. Добреньков изначально рассматривали депривацию не только как психический феномен, то есть основой для выделения её видов для них было понятие не психической депривации, а депривации вообще. [13]

Авторы выделили пять видов депривации:

1) экономическая депривация проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп;

2) социальная депривация объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни;

3) организмическая депривация связана с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками человека – физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием и т.д.;

4) этическая депривация связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп;

5) психическая депривация возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума, то есть отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь.

Таким образом, депривация представляет собой сложное, многоаспектное явление, имеющее отношение к различным сферам человеческой жизни, и в ней различные виды депривации обычно встречаются не изолированно друг от друга, а образуют довольно сложные переплетения. Некоторые из них могут объединяться, одна может быть следствием другой, но все они предполагают фрустрирующую ситуацию, которая требует от человека выдержки и терпения.

Воздействие любого вида депривации влечёт за собой негативные последствия для психики человека, но в зависимости от его врождённых качеств (например, тип нервной системы) степень воздействия оказывается различной.

Начало исследования проблемы психической депривации можно отнести ещё к классическому психоанализу, но до сих пор нет наиболее полного раскрытия сущности, причин и последствий данного феномена.

Представители психоаналитического направления видят причину депривации, главным образом, в дефиците общения с матерью. В теории учения основным фактором задержки психического развития рассматривается ограниченность двигательной и исследовательской активности ребёнка и дефицит полноценного взаимодействия с окружающей средой. Сторонники мотивационной теории в качестве условия депривации выделяют недостаток социальных стимулов. Социологии видят причину депривации в недостатке общения и взаимодействия ребёнка с человеком, выполняющим строго определённую роль в социальной структуре ребёнка. В работах отечественных психологов причиной депривации рассматривается недостаток общения ребёнка со взрослыми, вследствие чего нарушается процесс передачи социокультурного опыта, наблюдается бедность проявлений эмоциональных реакций ребёнка, отчужденность детей, снижение общего уровня развития и т.д.

Наиболее полное определение психической депривации было сформулировано Й. Лангмейером и З. Матейчеком – это психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. [18]

В качестве синонима депривации часто используют понятия «сепарация», «изоляция» и «госпитализм». Первые два термина можно определить скорее как условие психической депривации, а «госпитализм» имеет гораздо более узкое содержание и представляет собой, в буквальном смысле, совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в лечебном учреждении в отрыве от близких людей и дома.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов
При выделении различных аспектов отношений состояний и когнитивных процессов мы руководствовались теоретическими положениями отельных авторов, результатами экспериментальных исследований, показывающими важную роль той или иной характерист ...

Изменение самооценки подростка в условиях кружковой работы
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. Для этого сложного этапа показательны как позитивные (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений ...

Влияние развода родителей на подростков
Реакция подростков на развод, проявляющиеся непосредственно после него, исследованы и документированы достаточно хорошо. Одна из них - шок и отказ верить в случившееся - возникает в тех случаях, когда подросток не осознает всей глубины се ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru