Заключение

Материалы » Взаимосвязь ценностной ориентации с образом врага » Заключение

Страница 1

Проведённое исследование не является достаточным для того, чтобы сделать какие-то серьёзные выводы. Но оно даёт основание полагать, что действительно существует специфика образной сферы у людей, переживших военный стресс, не смотря на то, что понятия врага или самого себя при первом рассмотрении кажутся слишком обобщенными. Образная сфера обладает своей неосознанной динамикой, и именно эмоциональный компонент образной сферы даёт наиболее богатый материал для изучения дифференциации образов в сознании человека. Возможно, основные различия в представлениях следует искать не на «поверхности», в готовых актуализированных в сознаниях моделях.

Если ставить вопрос, таким образом, вправе будет утверждать, что для распознания ценностной ориентации личности необходим анализ образной сферы человека с учётом его логических и эмоциональных сторон.

Итак, подводя итоги, хотелось бы сделать основные выводы:

1) вне зависимости от наличия или отсутствия боевого опыта у людей существуют общие представления о враге, как человеке менее социально привлекательном, уважаемом, более замкнутом и непокорном, чем представления о себе;

2) для людей, переживших боевой стресс, представления о враге более дифференцированы, в некоторой степени эти люди идентифицируют себя с врагом и даже приписывают ему качества большей работоспособности и упорности, чем себе. Вероятно, это связано с более выраженным по сравнению с лицами контрольной группы (и, предположительно, врагами) утомлением и стремлением к отдыху, расслаблению, пассивности (смотри данные ЦТО);

3) для людей, переживших военный стресс, более значимы тесные эмоциональные контакты с людьми. Возможно, пережитый страх смерти, ситуации насилия обостряют эмпатические способности человека, придают отношениям к себе и окружающим большую внимательность, осторожность. В конфликтах эти люди, по-видимому, стараются избегать прямых агрессивных проявлений;

4) образ врага для ветеранов боевых действий более значим, чем для людей, не имевших боевого опыта, и занимает отдельное место в мировоззрении. Ветераны боевых действий более охотно вступают в конфликт, так как для них не только привычнее конфликтная ситуация, но и более понятен человек, с которым они конфликтуют;

5) в силу астенического состояния лица, пережившие военный стресс, придают меньшее значение активной социальной жизни и достижению успеха, чем люди, не имевшие боевого опыта. Они не считают свою семью пространством для открытого выражения эмоций. Для них более значимы тесные эмоциональные взаимоотношения с кругом близких друзей, но вследствие затруднения контакта с близкими друзьями люди, пережившие военный стресс чувствуют себя непонятыми;

6) люди, пережившие военный стресс, отличаются более внимательным отношением к эмоциональной сфере взаимоотношения людей. Поэтому они скорее живут «сегодняшним днём», не ожидая в будущем от себя активных действий, требующих усилий. Мировоззрение обретает аффективную окраску: мир воспринимается как пространство переживаний, а не как пространство действий.

На основе этих выводов я хочу сделать предположение, что люди, пережившие военный стресс, способны переживать ситуации повседневной жизни, обращая особое внимание на аффективную сферу. Реализация потребностей, связанных с профессией, материальным положением, социальным статусом для них хотя и важна, но менее значима, чем эмоциональное взаимодействие с людьми. Враг для ветеранов боевых действий - неотъемлемая часть мировоззрения, во многом определяющая отношение к окружающим людям и жизни.

[1] Вундт В. Сознание и внимание.//Хрестоматия по вниманию. М., 1976. С.23.

[2] Сеченов И.М. «Избранные философские и психологические произведения».- М.: государственное издательство политической литературы, 1947. С.130-164.

[3] Павлов И.П «Рефлекс свободы». СПб.: Питер, 2001. С.19-36

[4] Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. «Смысл» Москва. 2000. С.106-109.

[5] Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений/ Под редакцией В.П.Зинченко – М.: Изд. «Институт практической психологии»,Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. С.141-195.

[6] Аллахвердов В.М Сознание как парадокс. «Издательство ДНК», Санкт-Петербург, 2000. С.253-311.

[7] Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.3. М, 1983.

[8] Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. «Смысл» Москва. 2000. С.139-166.

[9]

Медведев В.И. «Компоненты адаптационного процесса». – Л.: Издательство «Наука», 1984. с.8-14.

[10]

Лебедев В.И. «Личность в экстремальных условиях». – М.: Издательство политической литературы, 1989. С.124-143.

[11]

Китаев-Смык Л.А. «Психология стресса». – М.: Издательство «Наука», 1983. с. 45-47.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Выводы
Психологический выход из семейного конфликта прямо или косвенно реализуется через изменение общения между членами семьи. При этом обнаруживается парадоксальное на первый взгляд отношение обратившихся за помощью людей к формам своего конфл ...

Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей
Игра должна быть ведущей деятельностью, обесп6ечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка. Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, ...

Особенности развития в подростковом возрасте
Изучение развития психических явлений и возрастной анализ их изменчивости является главной задачей возрастной психологии, которая успешно разрабатывается отечественными и зарубежными психологами. В работах отечественных психологов конца 1 ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru