Заключение

Материалы » Взаимосвязь ценностной ориентации с образом врага » Заключение

Страница 1

Проведённое исследование не является достаточным для того, чтобы сделать какие-то серьёзные выводы. Но оно даёт основание полагать, что действительно существует специфика образной сферы у людей, переживших военный стресс, не смотря на то, что понятия врага или самого себя при первом рассмотрении кажутся слишком обобщенными. Образная сфера обладает своей неосознанной динамикой, и именно эмоциональный компонент образной сферы даёт наиболее богатый материал для изучения дифференциации образов в сознании человека. Возможно, основные различия в представлениях следует искать не на «поверхности», в готовых актуализированных в сознаниях моделях.

Если ставить вопрос, таким образом, вправе будет утверждать, что для распознания ценностной ориентации личности необходим анализ образной сферы человека с учётом его логических и эмоциональных сторон.

Итак, подводя итоги, хотелось бы сделать основные выводы:

1) вне зависимости от наличия или отсутствия боевого опыта у людей существуют общие представления о враге, как человеке менее социально привлекательном, уважаемом, более замкнутом и непокорном, чем представления о себе;

2) для людей, переживших боевой стресс, представления о враге более дифференцированы, в некоторой степени эти люди идентифицируют себя с врагом и даже приписывают ему качества большей работоспособности и упорности, чем себе. Вероятно, это связано с более выраженным по сравнению с лицами контрольной группы (и, предположительно, врагами) утомлением и стремлением к отдыху, расслаблению, пассивности (смотри данные ЦТО);

3) для людей, переживших военный стресс, более значимы тесные эмоциональные контакты с людьми. Возможно, пережитый страх смерти, ситуации насилия обостряют эмпатические способности человека, придают отношениям к себе и окружающим большую внимательность, осторожность. В конфликтах эти люди, по-видимому, стараются избегать прямых агрессивных проявлений;

4) образ врага для ветеранов боевых действий более значим, чем для людей, не имевших боевого опыта, и занимает отдельное место в мировоззрении. Ветераны боевых действий более охотно вступают в конфликт, так как для них не только привычнее конфликтная ситуация, но и более понятен человек, с которым они конфликтуют;

5) в силу астенического состояния лица, пережившие военный стресс, придают меньшее значение активной социальной жизни и достижению успеха, чем люди, не имевшие боевого опыта. Они не считают свою семью пространством для открытого выражения эмоций. Для них более значимы тесные эмоциональные взаимоотношения с кругом близких друзей, но вследствие затруднения контакта с близкими друзьями люди, пережившие военный стресс чувствуют себя непонятыми;

6) люди, пережившие военный стресс, отличаются более внимательным отношением к эмоциональной сфере взаимоотношения людей. Поэтому они скорее живут «сегодняшним днём», не ожидая в будущем от себя активных действий, требующих усилий. Мировоззрение обретает аффективную окраску: мир воспринимается как пространство переживаний, а не как пространство действий.

На основе этих выводов я хочу сделать предположение, что люди, пережившие военный стресс, способны переживать ситуации повседневной жизни, обращая особое внимание на аффективную сферу. Реализация потребностей, связанных с профессией, материальным положением, социальным статусом для них хотя и важна, но менее значима, чем эмоциональное взаимодействие с людьми. Враг для ветеранов боевых действий - неотъемлемая часть мировоззрения, во многом определяющая отношение к окружающим людям и жизни.

[1] Вундт В. Сознание и внимание.//Хрестоматия по вниманию. М., 1976. С.23.

[2] Сеченов И.М. «Избранные философские и психологические произведения».- М.: государственное издательство политической литературы, 1947. С.130-164.

[3] Павлов И.П «Рефлекс свободы». СПб.: Питер, 2001. С.19-36

[4] Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. «Смысл» Москва. 2000. С.106-109.

[5] Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений/ Под редакцией В.П.Зинченко – М.: Изд. «Институт практической психологии»,Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. С.141-195.

[6] Аллахвердов В.М Сознание как парадокс. «Издательство ДНК», Санкт-Петербург, 2000. С.253-311.

[7] Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.3. М, 1983.

[8] Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. «Смысл» Москва. 2000. С.139-166.

[9]

Медведев В.И. «Компоненты адаптационного процесса». – Л.: Издательство «Наука», 1984. с.8-14.

[10]

Лебедев В.И. «Личность в экстремальных условиях». – М.: Издательство политической литературы, 1989. С.124-143.

[11]

Китаев-Смык Л.А. «Психология стресса». – М.: Издательство «Наука», 1983. с. 45-47.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Инициатива, инициативность. Творческая инициатива и её уровни
Формирование гармонично развитой личности, воспитание ее социальной направленности представляет собой важную задачу детской психологии и дошкольной педагогики. Развитие самостоятельности, как одного из критериев инициативы, исследовали Г. ...

Основные причины ухода человека в секту
В отличие от сект, традиции мировых религий достаточно консервативны. Они нацеливают человека на постоянную внутреннюю работу, способствуя единению членов общества, поддерживают семейные ценности, с уважением относятся к государственной в ...

Групповые формы совместной работы с родителями и детьми
Групповые методы психологической работы представлены и осмыслены в различных теоретических концепциях. В последнее время эти формы стали подлинным знамением времени как в силу экономичности, так и в силу своей эффективности, в ряде случае ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru