Образ как продукт психики
Гештальтисты внесли свой вклад, собрав большой материал наблюдений и экспериментальных данных, который подвёл к выводам о том, что мир не воспринимается человеком как хаотичный, а всегда разбивается на элементы, которые обязательно объединяются в классы. Каждый непосредственно воспринимаемый в данный момент времени объект маркируется в сознании как фигура, а остальное воспринимаемое пространство - как фон. Фигура и фон всегда присутствуют в сознании, могут меняться местами; без этих двух составляющих вообще невозможно восприятие.
Когнитивисты[6] развили идею о постоянном существовании выбора о того, какую информацию осознавать, а какую нет. При этом, было выдвинуто положение о том, что не существуют никаких ограничений на количество осознаваемой информации и что именно человеческой психике принадлежит роль принятия решения о неосознании. Образ, в их понимании, является некоторым семантическим конструктом в общей логике восприятия (в когнитивизме принято считать, что любое восприятие – это логически верное описание действительности), относящимся к определённому классу образов и обладающим определённой степенью тождественности с другими образами.
Культуральную и социальную специфику психической деятельности затронули представители культурно-исторического подхода, проведя анализ формирования речи и создав концепцию интернализации, согласно которой всякая культурная функция появляется в жизни человека дважды: сперва – в социальном (интерпсихическая категория), потом – в психологическом (интрапсихическая категория)[7]. Представление в сознании является «удвоением реальности», которое позволяет совершать интеллектуальную деятельность с предметами внешнего мира, не затрагивая их. Представление обладает как общепринятым культурным значением, так и личностным смыслом, связанным с аффективным отношением субъекта к ситуации.
Подводя итоги краткому обзору истории изучения феноменов человеческого восприятия и отражения действительности, вспомним об эмпирических свойствах образа. Удобную классификацию предложил Л.М. Веккер[8]. Он выделял первичные свойства (привязанные к конкретному акту восприятия):
1) пространственно-временную структуру;
2) модальность;
3) интенсивность;
и производные свойства (при вспоминании образа представления):
1) константность;
2) предметность;
3) целостность;
4) обобщённость.
Итак, образ есть продукт психической реальности, формирующийся в ходе неосознаваемых процессов восприятия, на которые влияют мотивационные, эмоциональные и психодинамические факторы. В восприятии образ обязательно существует на каком-то «фоне». Один образ всегда отличается от другого в той или иной степени. Образ – отражает уникальную связь воспринимающего индивида с окружающей действительностью, как с позиции личностно-аффективного отношения субъекта с действительностью, так и с позиции социума.
Еще по теме:
Концептуальный аппарат психологии семейных отношений
Внимание учёных к семье как одному из важнейших факторов формирования личности проявилась уже в 20-х и начале 30-х годов. Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость её влияния на личность, ...
«Подростковый комплекс» эмоциональности
Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выс ...
Особенности детско-родительских отношений в отечественной психологии
Семья, являясь первичной социальной микросредой, "в которой человек живет, как в коконе, первую четверть (если повезет) жизни", оказывает огромное влияние на развитие человека (Дружинин В.Н., 2000) [1].
Значение семьи в целом в ...