Образ как продукт психики

Материалы » Взаимосвязь ценностной ориентации с образом врага » Образ как продукт психики

Страница 2

Гештальтисты внесли свой вклад, собрав большой материал наблюдений и экспериментальных данных, который подвёл к выводам о том, что мир не воспринимается человеком как хаотичный, а всегда разбивается на элементы, которые обязательно объединяются в классы. Каждый непосредственно воспринимаемый в данный момент времени объект маркируется в сознании как фигура, а остальное воспринимаемое пространство - как фон. Фигура и фон всегда присутствуют в сознании, могут меняться местами; без этих двух составляющих вообще невозможно восприятие.

Когнитивисты[6] развили идею о постоянном существовании выбора о того, какую информацию осознавать, а какую нет. При этом, было выдвинуто положение о том, что не существуют никаких ограничений на количество осознаваемой информации и что именно человеческой психике принадлежит роль принятия решения о неосознании. Образ, в их понимании, является некоторым семантическим конструктом в общей логике восприятия (в когнитивизме принято считать, что любое восприятие – это логически верное описание действительности), относящимся к определённому классу образов и обладающим определённой степенью тождественности с другими образами.

Культуральную и социальную специфику психической деятельности затронули представители культурно-исторического подхода, проведя анализ формирования речи и создав концепцию интернализации, согласно которой всякая культурная функция появляется в жизни человека дважды: сперва – в социальном (интерпсихическая категория), потом – в психологическом (интрапсихическая категория)[7]. Представление в сознании является «удвоением реальности», которое позволяет совершать интеллектуальную деятельность с предметами внешнего мира, не затрагивая их. Представление обладает как общепринятым культурным значением, так и личностным смыслом, связанным с аффективным отношением субъекта к ситуации.

Подводя итоги краткому обзору истории изучения феноменов человеческого восприятия и отражения действительности, вспомним об эмпирических свойствах образа. Удобную классификацию предложил Л.М. Веккер[8]. Он выделял первичные свойства (привязанные к конкретному акту восприятия):

1) пространственно-временную структуру;

2) модальность;

3) интенсивность;

и производные свойства (при вспоминании образа представления):

1) константность;

2) предметность;

3) целостность;

4) обобщённость.

Итак, образ есть продукт психической реальности, формирующийся в ходе неосознаваемых процессов восприятия, на которые влияют мотивационные, эмоциональные и психодинамические факторы. В восприятии образ обязательно существует на каком-то «фоне». Один образ всегда отличается от другого в той или иной степени. Образ – отражает уникальную связь воспринимающего индивида с окружающей действительностью, как с позиции личностно-аффективного отношения субъекта с действительностью, так и с позиции социума.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Виды неформальных групп
Гопники - молодые люди криминальной направленности, проводящие много времени вне дома и занимающиеся добычей денег, причем чаще всего не очень честными способами, о чем говорится в их гимне: "Гоп - стоп, мы подошли из-за угла…" ...

Принципы и правила делового общения работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Деловое общение работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям принципиально не отличается от любого другого вида делового общения, т.е. имеют место общие закономерности делового общения. Так выделяют: коммуникативную, перце ...

Закономерности развития ребенка в период новорожденности
Все современные детские психологи в качестве факторов гармоничного развития ребенка выделяют нормальное раз–е реб-ка в утробе матери, родовая Дея-ть без осложнений, и благоприятная социально – психолг–я обстановка в течении жизни: а) одни ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru