Эрих Фромм. Искусство любить

Материалы » Эрих Фромм. Искусство любить

Страница 2

«Третий путь обретения единства состоит в творческой деятельности, в том, чтобы стать артистом или мастером. В любом виде творческой работы творческий человек объединяет себя со своим материалом, репрезентирующим внешний мир. Однако такое единение не межличностно, а значит дает только частичный ответ на проблему существования. Полный ответ – в достижении межличностного единения, слияния с другим человеком, в любви.»

Говоря о любви, автор делит ее на зрелую и незрелую формы. Последнюю он называет симбиотическим союзом. Симбиотическое единство имеет свою биологическую модель в отношениях между беременной матерью и плодом. Они являются двумя существами, но в то же время чем-то единым. «В этом единстве два тела психически независимы, но тот же вид привязанности может существовать и в психологической сфере. Пассивная форма симбиотического единства – это подчинение, клинический термин – мазохизм. Мазохист делает себя неотъемлемой частью другого человека, который его направляет и руководит им. Активная формы симбиотического единства это господство, или, используя психологический термин, соотносимый с мазохизмом, - садизм. Садист делает другого человека неотъемлемой частью самого себя. Он набирается силы, вбирая в себя другого человека, который ему поклоняется.» И садист и мазохист одинаково сильно зависят друг от друга. Разница только в том, что садист отдает приказания, издевается, причиняет боль, а мазохист выполняет приказы, терпит боль и издевательства. Главное, что их объединяет – слияние без целостности.

В противоположность симбиотическому единению зрелая любовь это единение при сохранение собственной целостности. «Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая объединяет его с другими. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя».

Здесь я полностью согласен с автором книги. На мой взгляд, любовь, в которой один или оба человека теряют свою индивидуальность скорее похожа на болезнь. Такая любовь деформирует людей и делает людей только хуже. Они становятся рабами своей зависимости и теряют контроль над своей жизнью.

Фромм рассматривает любовь как активность, а не как пассивный аффект, как помощь, а не как увлечение. Любовь это прежде всего давать, а не брать. Люди, чья главная ориентация не продуктивна рассматривают давание как обеднение. Поэтому большинство индивидов подобного типа отказываются давать. Для продуктивного характера давание имеет совершено иное значение. «Давание – это высшее проявление силы. Давать – более радостно, чем брать не потому что это лишение, а потому, что в этом акте давания проявляется выражение жизнеспособности.» Истинность этого принципа автор подтверждает примером из сферы секса. Мужчина дает себя, свой сексуальный орган, свое семя. Если он не может давать – он импотент. У женщин этот процесс несколько сложнее. Она тоже отдает себя, она открывает мужчине свое женское лоно: получая, она отдает. Если она не способна к акту давания, то она фригидна.

В сфере материальных вещей давать означает быть богатым. «Не тот богат, кто имеет много, а тот, кто много дает. Скупец, который тревожится, как бы чего не лишится, в психологическом смысле – нищий, бедный человек. самая важная сфера давания – это специфическая человеческая сфера.» Люди дают друг другу себя, свою жизнь. Этим даванием они обогащают другого и увеличивают чувство жизнеспособности. Кроме давания, любовь предполагает заботу, ответственность, уважение и знание. «Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим.» Забота и заинтересованность ведут к ответственности. Ответственность, по мнению автора, - это от начала до конца добровольный акт. «Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было уважения. Уважение – это способность видеть человека таким, как он есть, осознавать его уникальную индивидуальность.» Я понимаю уважение как способность принимать любимого человека таким, как он есть. И это дает возможность оставаться индивидуальностью при единении с любимым человеком.

Фундаментальная потребность в единении объясняется Фроммом еще и желанием познать «тайну человека». Этого можно достичь симбиотическим единением, садистским способом. Другой путь познания «тайны» - любовь. «Любовь представляет собой активное проникновение в другого человека, в котором желание познания удовлетворяется благодаря единению.»

Автор рассматривает любовь не только как преодоление человеческого одиночества, но и как биологическую потребность6 желание единства мужского и женского полов. Фромм критикует теорию Фрейда относительно секса. И строит свою критику на том, что секс не был понят им достаточно глубоко и видит необходимость откорректировать и углубить фрейдовскую теорию.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Практическое применение вокалотерапии
Ребенок пользуется голосом не задумываясь – кричит и говорит, как дышит, в отличие от многих взрослых, с годами утрачивающих природную способность выражать себя в звуках и словах (одни мямлят, другие монотонно бубнят, а третьи и отнюдь ст ...

Субкультура готов как социальное явление
Субкультура – это, прежде всего, система норм и ценностей, отличающих группу от большинства людей. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этическое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценност ...

Совместимость в супружеской жизни
Другим, но уже теоретическим построением, объясняющим феномен удовлетворенности браком является модель стабильности брака В.А. Сысенко, который считает, что функции и цели брака удовлетворяют различные потребности людей, а стабильность это ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru