Индивидуальный стиль деятельности. Концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина

Материалы » Факторы формирования, регуляции и саморегуляции индивидуального стиля деятельности » Индивидуальный стиль деятельности. Концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина

Страница 2

Способности являются результатом развития задатков, это функциональные органы, обеспечивающие выполнение человеке определенных форм деятельности и освоение им новых знаний, умений и навыков.

В психологии термин личность используется в широком и узком понимании. В широком смысле личностью называют целостную психическую организацию человека, объединяющую в себе проявления способностей, характера и темперамента. В таком расширенном варианте слово «личность» оказывается тождественным слову «индивидуальность», это такое единство внутренних условий, через которые, как говорил выдающийся отечественный психолог С.Л.Рубинштейн, «преломляются все внешние воздействия» (Рубинштейн С.Л., 1999).

В узком смысле личностью называют некую неповторимую целостность, выполняющую роль высшего регулятора жизнедеятельности человека. Эта роль становится возможной благодаря самосознанию (Асмолов А. Г., 2001). Функция самосознания подчиняет Я человека его главным смысловым ориентациям, ценностям, идеалам. Основу, или ядро, личности составляет иерархия его мотивов, отражающих смысловые отношения человека к разным сторонам жизни.

К уровню индивидуально-личностных свойств целесообразно добавить возрастно-половые свойства, которые детерминированы как биологическими процессами созревания, так и факторами социализации, психического развития. Половая принадлежность определяется комплексом телесных, репродуктивных, поведенческих и социальных признаков, определяющих человека как мальчика, юношу, мужчину или как девочку, девушку, женщину. Антропологи выделяют следующие разновидности термина «пол»:

пол генетический — устанавливается на основе исследования генов (у женщин, как известно, половые хромосомы выражены сочетанием XX, а у мужчин — XY);

пол гормональный — определяется по преобладанию выработки эндокринными железами мужских (тестостерон, андроген) или женских (эстроген и прогестрон) гормонов;

пол морфологический, или соматический, — определяется строением внутренних и наружных половых органов, особенностями строения тела, типом распределения волосяного покрова;

пол гражданский — обозначение формальной принадлежности человека к группе мужчин или женщин, которое закрепляется отметкой в паспорте;

пол психологический — внутреннее ощущение человеком своей идентичности или принадлежности к группе мужчин или женщин, выбор им социально ожидаемого способа поведения, типичного для женщин или мужчин;

пол социальный — типичный способ поведения людей, который складывается в обществе под влиянием воспитания, культурных традиций.

В современной социологии и антропологии (в широком смысле) последние два варианта групповых различий обозначаются термином «тендерные различия». Слово «гендер» английского происхождения «gender» имеет два значения: «род», грамматическое понятие, и «пол» — в смысле особенностей поведения мужчин и женщин. «Гендер» необходимо, таким образом, отличать от «пола биологического» (в английском языке обозначаемого словом «sex»).

Словосочетания «гендерные различия», «гендерная роль» отражают набор ожидаемых типичных (и в этом смысле родовых) образцов поведения, норм для мужчин и женщин. Гендерные теории разрабатывают социологи и социальные психологи. Они исследуют стереотипы поведения, типичные для групп мужчин и женщин, их типичные представления, предпочтения, мнения, способы преодоления проблемных ситуаций.

Уровень социально-психологических свойств индивидуальности отражает специфику личностного и социального статуса человека, понимаемых как совокупность особенностей человека, вытекающих из его социальных ролей, его принадлежности к конкретным социальным группам (друзья, семья, трудовой коллектив, профессия) и социально-историческим общностям, или большим группам (этнос, класс, страна). Данный уровень индивидуальности В.С.Мерлин обозначает также термином «метаиндивидуальность», ибо здесь имеются в виду психологические характеристики взаимоотношений человека с окружающими его людьми. В.С.Мерлин считает, что метаиндивидуальность человека и ее свойства зависят как от требований, ожиданий социальной группы, так и от свойств интраиндивидуальности (относительно автономных от социального окружения). К интраиндивидуальности можно отнести свойства первого и второго уровней интегральной индивидуальности, а также те внутриличностные качества человека, которые определяют выбор им социальной роли, ее принятие личностью. По Мерлину, связь между личностным статусом, интраиндивидуальными свойствами человека — сложноопосредованная, не прямая.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Объект и субъект привязанности
Каждый человек может воспринимать себя объектом и субъектом привязанности. Необходимо различать такие понятия, как модель матери, себя как объекта привязанности, модель себя как субъекта привязанности и модель ребенка о ней как об объекте ...

Профессиональные требования к личностным качествам педагога
Уровень удовлетворенности собственным трудом является чрезвычайно важным фактором, влияющим на качество деятельности в профессиях типа человек-человек, к каковым относится и труд педагогов. В трудовой деятельности, которой человек посвяща ...

Понятие о темпераменте и его месте в индивидуальной деятельности человека
Изучение темперамента имеет сложную и противоречивую историю. Несмотря на то, что темперамент – одно из наиболее древних терминов, введенный около двух с половиной веков тому назад Гиппократом и Галеном, в психологии до сих пор нет строго ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru