Проблема индивидуального стиля в психологии
В 1980-е гг. было обнаружено, что когнитивные стили специфичны в разных видах профессиональной деятельности. Так, Курочкин Н.И. (1986) установил, что врачи-рентгенологи существенно быстрее, чем рядовые испытуемые, не являющиеся специалистами в данной области, обнаруживают простые фигуры в сложных (методика «Включенные фигуры»). Этот феномен может служить косвенным доказательством того, что когнитивные стили по своему генезу сродни способностям, которые развиваются из задатков при их актуализации в деятельности. Oказалось, что один человек может обладать разными когнитивными стилями, но в отношении разных объектов. Например, человек может проявлять когнитивную сложность в отношении марок aвтомобилей и быть когнитивно простым в восприятии людей, что подтверждает функциональную природу когнитивных стилей, детерминированность мотивацией субъекта. Как и способности, когнитивные стили, вероятно, выступают проявлением «функционально-подвижных органов» (по А.А.Ухтомскому), которые формируются прижизненно и, однажды сложившись, оказываются в разной степени устойчивыми у разных людей. Сам процесс формирования когнитивных стилей и их функционирование при этом примерно на 50 % детерминированы наследственными факторами.
Широкую популярность в 90-е гг. XX в. получили идеи нейролингвистического программирования (НЛП), опирающиеся на выделение типов людей, отличающихся преобладанием одной из форм кодирования информации (визуальной, аудиальной, кинестетической или словесно-логической). НЛП можно рассматривать как развитие идей о существовании когнитивных стилей.
Для практики работы с персоналом, в связи с задачами карьерного консультирования важно иметь в виду экспериментально установленные связи между параметрами когнитивных стилей и некоторыми чертами личности. Так, например, установлено, что поленезависимые лица чаще обнаруживают зрелость личности, самодостаточность, устойчивость к внушению, критичность; полезависимые — чаще общительны, жизнерадостны, зависимы от группы, сложнее переносят ситуации неопределенности, так как с трудом могут эти ситуации переосмысливать. Наличие такого рода неслучайных связей может быть использовано в психодиагностике личностных особенностей, слабо поддающихся контролю со стороны обследуемых, ибо тестовые задания носят нейтральный (с точки зрения направлений интерпретации результатов их выполнения) характер.
В целом в отечественной психологии можно выделить три разных подхода к данной проблеме:
1) концептуальный — изучение стиля на базе более общих философских, социологических и психологических категорий;
2) интегральный, в котором понятие стиля жизни (и близкие ему по содержанию феномены — поведение, активность, отношения, саморегуляция) определяется на основе синтеза более элементарных и достаточно изученных компонентов, интегрируя последние в новое качественное образование;
3) эмпирический — исследование и описание разных моделей, вариантов, стратегий поведения, отношений, которые могут быть оценены как более частные проявления стиля жизни человека в какой-либо определенной сфере, например в общении.
Еще по теме:
Исследование внутригрупповых отношений
В данной работе мы исследовали влияние черт личности на её социометрический статус в группе, рассмотрели особенности внутригрупповых отношений в теоретическом аспекте. Так же, мы рассмотрим метод социоматриц Я. Морено, поскольку этот мето ...
Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности [20, с. 76].
К видам одаренности относятся следующие:
a) Художественная одаренность.
Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах ...
Барьеры массовой коммуникации
Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.
В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, тех ...