Психодинамическая концепция возрастного развития психики

Материалы » Развитие психики в онтогенезе » Психодинамическая концепция возрастного развития психики

В основе психодинамических концепций развития лежит выдвинутое еще З. Фрейдом предположение о том, что основные характеристики личности, ее базовая структура формируются в раннем детском возрасте, сохраняясь практически неизменными на протяжении всей последующей жизни. При этом отношение к людям, окружающим ребенка в первые годы жизни (в первую очередь родителям), впоследствии проецируется, переносится на других людей, значимых для индивида (т.н. трансфер), определяя тем самым его взаимодействия в социуме, семейные отношения и пр. Развитием данного положения являются представления А.Адлера об индивидуальном стиле жизни, связанном со стратегией самоутверждения, или жизненном плане, описываемом им как "самодовлеющая целенаправленность", из которой "проистекает целостность личности". В современных психодинамических схемах эти фрейдовские представления трансформировались в понятия о "жизненном сценарии" (Э.Берн) или "исходной потенциальной способности к установлению отношений", образующей "незаполненную матрицу, в которую в ходе дальнейшего развития будут вписываться все последующие системы отношений" (Л. Шерток). Известная фрейдовская периодизация личностного развития делает основной акцент на развитии либидо, рассматривая его как важнейшую движущую силу развития и описывая тем самым в основном развитие психосексуальное. Она включает 4 этапа: оральный (первый год жизни), анальный (приучение ребенка к регулированию физиологических отправлений, до 2-3 летнего возраста), фаллический (промежуточный, латентный) и генитальный (приуроченный к началу полового созревания). При этом, по мысли Фрейда, может происходить как бы "застревание" на определенных этапах развития, приводящее к формированию у взрослого индивида личностных черт, описываемых как "оральный характер" или "анальный характер". Одной из ведущих современных психодинамических концепций периодизации личностно-социального развития является схема Э. Эриксона (Э. Эриксон; Д. Элкинд), с точки зрения которой психическое развитие индивида, формирование "идентичности" проходит через ряд психосоциальных кризисов. На каждом из нормативных кризисных этапов происходит выбор позитивного либо негативного варианта развития определенных личностных черт, определяющих в дальнейшем жизненную позицию человека, его отношения в социуме. Если внутренние конфликты, свойственные определенной стадии развития, остаются неразрешенными (негативный вариант развития), то в зрелом возрасте они могут проявляться в виде инфантилизма. При этом новые выборы накладываются, наслаиваются на уже произведенные и закрепленные в структуре личности (эпигенез). В контексте данной работы наибольший интерес представляют первые 4 этапа, являющиеся как бы развитием фрейдовской периодизации. Во многом сходны с эриксоновской периодизацией и другие психодинамические схемы, в которых прослеживается эпигенетический принцип. Сюда в первую очередь необходимо отнести схему жизненных установок в трансактном анализе Э.Берна, лежащую в основе т.н. "жизненного сценария": отношение к себе и близким "Я+/-" и "Ты+/-", образующие в сочетании 4 базовые позиции - "Успех", "Превосходство", "Депрессивность", "Безнадежность"- дополняемые отношением к социуму - "Они+/-"). Данная схема, которая также складывается в первые годы жизни (Т. Харрис [17]), рассматривается М.Е. Литваком (1995 [12]) с добавлением установки "Труд+/-" (отношение к предметной деятельности) как "социоген" - стабильный личностный комплекс, формирующийся в возрасте до 5 лет и определяющий социальные взаимодействия индивида, его жизненный путь. В терминах психологии схема Э.Берна, являющаяся по сути метафорической, условной (разработанная для прикладных целей практической психотерапии, она далека от научной строгости) очевидно, непосредственно связана с "Я-концепцией". Согласно И.Н. Калинаускасу "Я-концепция" тесно связана с типом личности и включает 3 основных блока: "Я как Я", "Я как другой", "Я как Мы (Они)", что перекликается с берновскими личностными установками "Я/Ты/Они". По мнению автора данной модели, описываемый ей тип личности складывается к 5-6-летнему возрасту, сохраняя в дальнейшем свою стабильность, и характеризуется индивидуально-типическим способом обработки информации. Во многом сходны с эриксоновской периодизацией и другие психодинамические схемы, в которых прослеживается эпигенетический принцип. К психодинамическим моделям развития личности, базирующимся на принципе эпигенеза, можно отнести и 3-этапную модель В. Шутса, представляющую собой не только периодизацию возрастного развития, но и оригинальную метафорическую модель структуры личности (Присоединение - Контроль - Открытость). Эта схема имеет очевидную аналогию с известной в отечественной психологии концепцией трех компонентов социального развития личности в онтогенезе по А.В. Петровскому, включающей последовательно сменяющие друг друга процессы (1) адаптации, (2) индивидуализации и (3) интеграции.

Еще по теме:

Творческие способности и специальность
Творчество и талант не безразличны к личности своего носителя. Одаренному должно быть в первую очередь интересно и важно содержание той предметной области, которой он занимается. М. Горький говорил: «Талант — это любовь к своей работе. Та ...

Содержание и структура профессиональной педагогической деятельности
В российской психологии разработан ряд плодотворных концепций деятельности и методических подходов к её изучению. Это прежде всего работы общетеоретического плана С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, К.А.Абульхановой ...

Особенности мыслительного процесса, формы и виды мышления. Становление мыслительной деятельности в период дошкольного детства
Мышление – это социальный процесс, связанный с речью и состоящий в опосредованном и обобщенном отражении предметов. Основными функциямимышления являются: понимание – раскрытие существующей в предметах и явлениях действительности; целеоб ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru