Заключение

Материалы » Психологические особенности проявления ответственности в младшем школьном возрасте » Заключение

1.Данное исследование посвящено психологическим особенностям проявления ответственности в младшем школьном возрасте.

Актуальность нашего исследования объясняется тем, что

Научный интерес к проблеме обусловлен сложившимся трудностями, которые заключается в мало изученной стороне волевых качеств у детей в младшем школьном возрасте, эта информация на наш взгляд полезна как учителям, так и родителям. А так же можно будет на практике применять данные знания родителям, что бы способствовали развитию и закреплению ответственности у своих детей, а учителям, что бы более реалистично подходили к выдачи домашних заданий, поручений для детей и так же вместе с родителями развивали

2.Теоретический анализ литературы, посвященной проблематике изучения психологических особенностей проявления ответственности в младшем школьном возрасте, позволяет установить, что все методы и приёмы формирования волевых качеств, в том числе ответственности, сводит к четырем основным группам.

К первой группе можно отнести те методы работы, которые непосредственно направлены на сознание человека, преследуют цель создания у него правильных убеждений и понятий, без которых не может быть правильного поведения. Это разъяснение, чтение, беседа, все формы коллективного обсуждения, где наиболее ярко представлены критика и самокритика. Все эти методы можно назвать методами убеждения.

Во второй группе объединяются методы, помогающие человеку на практике развивать и закреплять ответственное поведение. Это методы упражнения.

К третьей группе относятся многочисленные методы и приёмы, побуждающие человека увеличивать волевые усилия, работать над формированием ответственности. Это поощрение, требование и принуждение.

К четвёртой группе методов относится методы и приёмы воспитательной работы над собой. Это методы самовоспитания.

Итак, следует помнить, что названные методы и приёмы носят чисто инструментальный характер. Формировать ответственность можно только в том случае, если удастся наполнить их общественным смыслом. К.Муздыбаев подчёркивает, что для формирования ответственности необходимо, чтобы ребёнок эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей.

Можно отметить многогранность и многоаспектность в направлениях исследования ответственности: от вопросов воспитания и рассмотрения поведения в отдельных жизненных ситуациях до попыток ее объяснения посредством раскрытия отдельных сторон.

3. В практической части исследования на этапе опытно-экспериментальной деятельности была сформирована выборка 60 учеников младшего школьного возраста, были проведены методики «Решения воображаемых экспериментальных ситуаций» и «Самооценка волевых качеств». С помощью них были выявлены, типы реагирования на разного рода обстоятельства, такие как экстернальный и интернальный типы, так же выявлен уровень самооценки ответственности учеников младших классов. Нам не было установлено явных различий по U – критерию Манна Уитни между сформированностью ответственности у учеников 2,3 и 4 классов по изучаемым параметрам. Так, нами были установлены различия только в самооценке ответственности между учениками 2 и 3 классов, различий между респондентами 3и 4 класса не обнаружено.

Таким образом, проведенная опытно-эмпирическая работа позволяет утверждать, что цель исследования достигнута, высказанная нами гипотеза подтвердилась: особенностями проявления ответственности в младшем школьном возрасте являются недостаточно сформированными, сложности с путями формирования ответственности усугубляют данную проблему.

Перспективой настоящей работы может являться исследование ответственности в среднем и старшем школьном возрасте и сравнение полученных результатов исследование с результатами, которыми мы владеем на данный момент.

Еще по теме:

Проблема становления межличностных отношений в детском коллективе. Особенности социометрической структуры группы детского сада
Социальные контакты между детьми уже возможны уже на 1ом году жизни. Этой проблемой занималась Царегородцева. Основными контактами являются познав-е и эмоц-е. Познав-е контакты – дети стараются рассмотреть лицо, руки, пощупать одежду. Ча ...

Стили лидерства
Традиционными для социальной психологии являются исследования стиля лидерства, начало которым было положено в США в экспериментах под руководством К.Левина. Именно тогда были выявлены и прочно укоренились в социальной психологии представл ...

Одаренность
Понятие одаренности не получило единого общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна, ведущего психолога в современной трактовке проблемы одаренности: «Одаренность - это общая ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru