Понятие адаптации

Материалы » Психологические особенности личности инвалидов » Понятие адаптации

Страница 5

Психологическая адаптация в экстремальных условиях зависит во многом от характера и выраженности мотивации – регуляторного процесса, который обеспечивает управление действиями для достижения определенной цели, то есть результата, смысл которого понятен человеку, осознается им.

Мотивированное поведение является результатом действия двух факторов: личностного и ситуационного. Под личностным понимаются мотивационные диспозиции личности (потребности, мотивы, установки, ценности), а под ситуационным – внешние, окружающие, человека условия.

Мотивация способствует повышению умственной и физической работоспособности. Мотивация зависит от прошлого опыта и научения, от социальных, характерологических и культурных факторов. Уровень мотивации определяется выбором цели, уровнем притязаний, успехом и неуспехом.

С усилением мотивации повышается эффективность действий, но лишь до определенного предела. Чрезмерно значимая мотивация, зависимость от результата выступления на соревнованиях, категорическая недопустимость малейшей неудачи, могут вызвать чрезмерное возбуждение, волнение, беспокойство, тревогу, а подчас и страх, и являются отрицательным стимулом. [16, 21]

Важно учитывать отношение между интенсивностью мотивации и реальными возможностями человека в конкретной ситуации.

На основе существования гипотезы о положительной и отрицательной системе мотиваций, В.А. Файвишевский отмечает, что «потребность в биологически и психологически отрицательных ситуациях проявляется столь широко, что эта тенденция, будучи абсолютизированной без учета ее подчиненной роли по отношению к потребности в положительной мотивации, может вызвать иллюзию существования у живого существа стремления к опасности как к самоцели. Если сенсорное голодание системы положительной мотивации создает вечную неутолимую неудовлетворенность человека достигнутым, то сенсорное голодание системы отрицательной мотивации, обеспечивает эту неудовлетворенность мужеством, способностью к дерзанию и риску». [36]

Среди факторов, определяющих влияние психического стресса выделяют различные индивидуально-психологические и личностные особенности, и прежде всего – эмоциональную устойчивость (способность спортсмена сохранять высокую психическую и физическую работоспособность при действии сильных эмоциональных факторов), обеспечивая эффективную деятельность и целенаправленное поведение в экстремальных условиях. Устойчивость к стрессу связана с особенностями нейропсиходинамики не сама по себе, не прямо и непосредственно, а в зависимости от целого ряда индивидуальных и личностных особенностей – мотивов, отношений личности, особенности психических процессов.

Степень эмоционального стресса следует оценивать на основе комплексного и одновременного изучения психических и физиологических компонентов.

На фоне длительного психоэмоционального напряжения происходит нарушение нормального взаимодействия различных функциональных систем и процессов саморегуляции организма человека, что может приводить к развитию различных заболеваний.

Нарушение сложнейших механизмов адаптации человека к меняющимся условиям внешней среды, обусловливает возникновение отрицательного эмоционального напряжения и связанных с ним различных функциональных сдвигов в организме.

Синдром эмоционального перенапряжения сопровождается дезинтеграцией корково-подкорковых отношений, активацией симпатико-адреналовой системы, вазоактивных стресс-индуцированных и стресс-протективных пептидергических систем и играет сначала адаптивную роль, а затем последовательно переходит в свою противоположность, становясь инициальным звеном в патогенезе многих психосоматических заболеваний. [9, 16]

Наблюдаемая в разной степени выраженность биохимических изменений в стрессовой ситуации, отражает индивидуальный стиль адаптации, обусловленной генетически детерминированным статусом единой нейроэндокринной системы регуляции поведения человека.

Особенностями экстремальной ситуации определяется единый процесс, динамика и структура психогенных расстройств. В этом процессе имеется соотношение между качеством психогении и формами психической дезадаптации.

Срывы высшей нервной деятельности могут проявляться в виде различных нарушений и закрепляться условно-рефлекторно, становясь привычной формой реагирования в однотипных ситуациях.

Угроза жизни и здоровью в экстремальных условиях, являясь мощным психогенным фактором, способствует возникновению психических нарушений различной глубины и продолжительности, как изолированных, так и в сочетании с соматическими поражениями. Многообразие психосоматической и спровоцированной эмоциональным стрессом соматической патологии, объясняется целостностью реакций ЦНС на все виды психического и физического воздействия на человека. Стрессор становится патогенным в том случае, если его сила превышает унаследованную и приобретенную реактивность (возможность адаптационных, защитно-приспособительных механизмов) соответствующей системы и организма в целом. Один и тот же эмоциональный стрессор может у различных людей, в зависимости от преморбидных особенностей, оказывать различное влияние – с одной стороны – в рамках психологической и физиологической нормы – мобилизующее и дезорганизующее психическую деятельность и поведение; с другой стороны – в рамках патологических реакций. [7]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Механизм перцептивной защиты
Будучи разновидностью психологической защиты, перцептивная защита выступает одним из проявлений взаимодействия субъекта с окружением и является способом оградить личность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего сти ...

Индивидуальный стиль деятельности. Концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина
В отечественной психологии проблема стиля деятельности рассматривается с 50-х гг. XX в. в работах В. С. Мерлина, Е. А. Климова др. Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) в широком понимании отображает всю систему отличительных признаков ...

Эмоциональная сфера в подростковом возрасте
Младший школьный возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляцией ребенка. Переживания ребенка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жи ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru