Психологические защитные механизмы как психологический феномен
Рационализация проявляется в размышлении над вопросами «Зачем жить, если рано или поздно умрешь?». Тогда они придумывают и вносят в жизнь смысл, а некоторые наоборот отказываются от размышления над данным вопросом.
Следующим видом психологическая защита является ирония. Подросток в результате своей двойственной позиции: не дитя, но еще не взрослый, иронически относится и к детскости и ко взрослым. Подросток иронизирует по поводу тех ролей, которые ему навязывают взрослые, и к ним самим с их старомодными представлениями о жизни. Тем самым он преодолевает империализм взрослых.
Если брать защиту, используемую на уроках в школе, то Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте считают, что эти механизмы имеют свои характеристики и словесное выражение. Они привели в пример характеристики защитных механизмов в ситуации, когда подросток обидно отчитал учитель за невыполненное задание (работа защиты идет с эмоцией гнева). В нашей работе мы приведем лишь несколько защитных механизмов.
Замещение – «нападай на что-нибудь, что представляет это». Реакция: «У нашего учителя на редкость противная дочь».
Проекция - «порицай это». Реакция: «Мой учитель просто ненавидит меня», «Мы все не в восторге от нашего учителя».
Рационализация - «оправдай себя». Реакция: «Он так сердится, потому что у него плохое настроение» [36,с.57].
Не возникает сомнений в том, что защитные механизмы обычно складываются у человека «неуверенно себя чувствующего в жизни». Самодостаточная личность наиболее успешно освобождается от негативного влияния психологических защит и менее «чувствительна» к их возникновению. Важнейший путь освобождения от патологического действия защитных механизмов - целостное развитие личности, ее самосознания, а также формирование адекватной возможностям жизненной перспективы.
Таким образом, описано около 20 видов механизмов психологической защиты. Основными из них являются:
· вытеснение – устранение из сознания неприемлемых влечений и переживаний;
· реактивное образование (инверсия) – трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на прямо противоположное;
· регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления;
· идентификация - бессознательное уподобление угрожающем у объекту;
· рационализация – рациональное объяснение человеком своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся ив иррациональных социально или личностно неприемлемых влечениях;
· сублимация – преобразование энергии сексуального влечения в социально приемлемые формы активности;
· проекция – приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера;
· изоляция – блокирование отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей между эмоциональным переживаниями и их источником
Еще по теме:
Профильное обучение старшеклассников
Суть концепции "профильного обучения" заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвер ...
Психология как наука. Предмет и задачи детской психологии
Предмет психологии
- наука о душе, которая изучает психику человека, включая психические процессы свойства, состояния. Психика
– свойство высоко организованной материи отражать объективно существующую действительность и на основе формир ...
Проблемы
социальной безопасности в современном обществе
Безопасность – состояние защищенности человека от неблагоприятных воздействий, нарушающих его целостность, активное функционирование и развитие. Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника ...



