Психологические защитные механизмы как психологический феномен

Материалы » Особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей » Психологические защитные механизмы как психологический феномен

Страница 5

Рационализация проявляется в размышлении над вопросами «Зачем жить, если рано или поздно умрешь?». Тогда они придумывают и вносят в жизнь смысл, а некоторые наоборот отказываются от размышления над данным вопросом.

Следующим видом психологическая защита является ирония. Подросток в результате своей двойственной позиции: не дитя, но еще не взрослый, иронически относится и к детскости и ко взрослым. Подросток иронизирует по поводу тех ролей, которые ему навязывают взрослые, и к ним самим с их старомодными представлениями о жизни. Тем самым он преодолевает империализм взрослых.

Если брать защиту, используемую на уроках в школе, то Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте считают, что эти механизмы имеют свои характеристики и словесное выражение. Они привели в пример характеристики защитных механизмов в ситуации, когда подросток обидно отчитал учитель за невыполненное задание (работа защиты идет с эмоцией гнева). В нашей работе мы приведем лишь несколько защитных механизмов.

Замещение – «нападай на что-нибудь, что представляет это». Реакция: «У нашего учителя на редкость противная дочь».

Проекция - «порицай это». Реакция: «Мой учитель просто ненавидит меня», «Мы все не в восторге от нашего учителя».

Рационализация - «оправдай себя». Реакция: «Он так сердится, потому что у него плохое настроение» [36,с.57].

Не возникает сомнений в том, что защитные механизмы обычно складываются у человека «неуверенно себя чувствующего в жизни». Самодостаточная личность наиболее успешно освобождается от негативного влияния психологических защит и менее «чувствительна» к их возникновению. Важнейший путь освобождения от патологического действия защитных механизмов - целостное развитие личности, ее самосознания, а также формирование адекватной возможностям жизненной перспективы.

Таким образом, описано около 20 видов механизмов психологической защиты. Основными из них являются:

· вытеснение – устранение из сознания неприемлемых влечений и переживаний;

· реактивное образование (инверсия) – трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на прямо противоположное;

· регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления;

· идентификация - бессознательное уподобление угрожающем у объекту;

· рационализация – рациональное объяснение человеком своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся ив иррациональных социально или личностно неприемлемых влечениях;

· сублимация – преобразование энергии сексуального влечения в социально приемлемые формы активности;

· проекция – приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера;

· изоляция – блокирование отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей между эмоциональным переживаниями и их источником

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще по теме:

Психопедагогика в физической культуре
Многие педагоги, психологи, гигиенисты, физиологи, философы, врачи говорили о врожденном характере стремления к движению и о большом значении двигательной активности для жизнедеятельности человека. Естественная потребность в движении име ...

Специфические особенности процесса социальной адаптации и игровой деятельности детей и ЗПР: основные моменты взаимозависимости
В целях определения объективной возможности использования игры как средства оптимизации процесса социальной адаптации необходимо определить сущность и специфику всех ключевых понятий данной работы. Что означает, осуществление психолого-пе ...

Гендерная специфика дружеских отношений
Традиционная теория дружбы, уходящая корнями в античность, считала ее (дружбу) преимущественно мужской добродетелью. Здесь нам опять отчетливо явлено противопоставление "мужского" и "женского" - одна из всеобщих парных ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru