Психологические защитные механизмы как психологический феномен

Материалы » Особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей » Психологические защитные механизмы как психологический феномен

Страница 4

Кроме того, вокруг образа Я формируется определенный вид психологических защит, направленных на сохранение этого образа, поэтому стиль поведения – это совокупность действий, направленных на стабилизацию и развитие принятых представлений о себе.

Подростку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность собственного Я на свою личность в целом: если подросток имеет какие-то недостатки (иногда только кажущиеся), то он начинает ощущать (или придумывать) негативные реакции окружающих, сопровождающие его при любом взаимодействии с окружающей средой.

Адекватная Я-концепция и самооценка имеют значение в формировании навыков межличностных отношений и социальной адаптации. Большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным или Я-реальным и Я-зеркальным ставит подростка в такие условия, что он вынужден либо осознавать и принимать источник расхождения в оценках, делая, таким образом, выбор в сторону своего развития и сохраняя ядро своей личности, либо, накапливать напряжение, а затем искать «легкие» способы его снятия. Большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным считается тревожным симптомом, т.к. нередко ведет к нарушениям поведения и социально- психологической адаптации ребенка [16].

Таким образом, плохая социальная адаптация, связанная с расхождением в Я-концепции, ее негативной направленностью и низкой самооценкой приводят к нарушениям психологического здоровья. В этом случае единственным сохраняющим фактором выступает психологическая защита, которая искажает негативное воздействие, давая возможность индивиду приспособиться и не конфликтовать с самим собой и окружающими.

Защитные механизмы выполняют функцию сохранения целостности Я - концепции, исключая или искажая информацию, которая расценивается субъектом как неблагоприятная и разрушающая первоначальное представление о себе. Защитные механизмы включаются в тот момент, когда достижение цели конструктивным и прямым способом не может быть осуществлено. Таким образом, они являются способом организации частичного или временного психического равновесия, необходимых для выработки реальных способов преодоления фрустрации.

Теперь перейдем к рассмотрению особенностей психологической защиты в подростковом возрасте на примерах.

Примерами юношеской регрессии могут служить их склонность к идеализации знаменитостей; амбивалентность поведения, его колебания от одной крайности к другой.

Перенос. Одним из видов переноса является уход, наиболее часто встречаемым вариантом которого является фантазия. Защитная фантазия символически удовлетворяет блокируемое желание: «Можно сказать, что счастливый никогда не фантазирует, это делает только неудовлетворенный. Неудовлетворенные желания являются движущими силами фантазий, каждая фантазия – есть явление желания, корректура действительности, которая чем-то не удовлетворяет индивида» [17,с.45].

У подростка, которого обидели, как ему кажется, незаслуженно, обида переинтерпретирует ситуацию, где его как бы обидели окружающие. А затем в своих «дневных грёзах» он воображает как умирает, его хоронят и горюют. С его смертью все понимают, кого они обижали. Таким образом, в фантазии совершается акт самоподтверждения и строятся желаемые отношения, где объектом является сам подросток.

Следующим видом переноса условно можно назвать «переживание из вторых рук»: если у человека в силу объективных и субъективных причин нет возможности реализовать свои желания и интересы «здесь и сейчас».

Подросток мечтает о море, хочет стать моряком, капитаном дальнего плавания. Но для исполнения мечты отсутствуют возможности: море далеко, нет денег, мал возрастом, надо много учиться, но не хочется. Тогда это желание реализуется на замещающих объектах: книги о море, фильмы о приключениях на море. Хотя удовлетворения полностью нет, оно сохраняется, может даже и длительное время, т.к. ситуация т.о. контролируется, да и безопаснее так.

Перенос может осуществляться и во сне, если невозможен в состоянии бодрствования. Подростку снятся эротические сцены, часто они заканчиваются непроизвольным семяизвержением.

Перенос, осуществляемый в результате ошибочного обобщения схожих ситуаций носит название трансфера. В основе лежит тенденция к повторению закрепившегося раньше поведения в ситуациях неравенства позиций.

Ученик переносит на нового, ни в чем еще не повинного учителя, враждебные отношения с предыдущими педагогами. Новому учителю достается от ученика, он расплачивается за грехи своих коллег. Враждебные отношения переносятся учениками благодаря наработанному общему негативному отношению к школе – и в этом ошибочность обобщения в переносе – все учителя [16].

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Основные достижения и закономерности психического развития младенца
Первую половину года можно назвать периодом эмоционального общения ребенка с взрослым. Первое полугодие жизни - совершенно уникальный период в жизни и ребенка, и взрослого. Это отношение является положительным и бескорыстным. В первом пол ...

Особенности психосоциального сопровождения молодой семьи
Психосоциальное сопровождение – это взаимодействие специалиста и семьи, направленное на разрешение возникших проблем. Суть сопровождения состоит в комплексном подходе специалистов к решению проблем [2, с.115]. Психосоциальное сопровожден ...

Исследования инфразвуков органных труб
Исследования воздействия акустических колебаний на состояние человека насчитывают давнюю историю. Хорошо известно, что слишком громкие звуки вызывают усталость, раздражительность, могут привести к неадекватному поведению человека. Импульс ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru