Оценка роли позитивизма в истории психологии: многозначность подходов

Материалы » Позитивизм как методология современной психологии » Оценка роли позитивизма в истории психологии: многозначность подходов

Страница 2

Это одна из фундаментальных опор европейской традиции и христианской цивилизации Нового времени. И переоценить роль рационализма в развитии человечества невозможно. Но его границы видимы и четко очерчены. И я думаю, что его возможности, вероятнее всего, уже исчерпаны: человечество столкнулось с необходимостью изучения и использования столь сложных систем, для которых традиционные принципы анализа, рожденные рационализмом, сделались не просто недостаточными, но и непригодными в принципе». [2, с.73-77]

Действительно, ограниченность ориентации на стандарты позитивизма сегодня представляет опасность для развития психологической науки, о чем в вышеупомянутой статье Т.Д.Марцинковской убедительно подчеркнуто автором: «Опасность ориентации исключительно на позитивизм видели не только отечественные исследователи, хотя в России того времени критика позитивизма была особенно активной».

Известный немецкий ученый Э. Гуссерль также писал о том, что и социология, и психология имеют дело не только с естественной, но и искусственной средой, причем сама социальная действительность есть продукт нашего знания о ней. Поэтому традиции естественнонаучного знания не применимы для изучения психологических явлений . время показало, что отход от философии не только не продуктивен, но и вреден для психологии. Проверяемость и повторяемость — критерии метода в позитивизме — не могут в полной мере быть распространены на психологию, где внутренние состояния всегда изменчивы, всегда являются «потоком сознания» (психики), в который «сложно войти дважды». [2, с.73-77]

Ситуация действительно сложна и неоднозначна в той части, где должен быть определен предмет науки, об истории которой идет речь. Действительно, в истории науки в одночасье создались предпосылки для размывания предмета, деструктивного выхолащивания контекста формирования человеческой психики именно начиная с XVII века, превратившегося в веху начала шествия позитивизма в бесконечных просторах психологии.

Задача, которую предстоит решить в области методологии психологии - это создать научную парадигму, способную совершить переход с субстанции на отношения: «Одной из центральных проблем современной психологической науки является проблема соотношения психологического научного факта и феноменальности реального социального бытия личности». [2, с.73-77]

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Психология общения в работе медицинской сестры
В работе медицинской сестры в детском учреждении интернатного типа есть своя специфика, продиктованная, с одной стороны, условиями обучения и воспитания детей в таких учреждениях, а с другой стороны, особенностями их психического развития ...

Характеристика детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. [23, с.73] Ребенок быстро прибавля ...

Особенности формирования грамматических категорий у детей с ОНР
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с О ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru