Заключение

Материалы » Особенности осознания собственных поступков старшеклассниками с разной репрезентацией причинности в сознании » Заключение

Страница 1

В старшем школьном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности субъекта, происходят качественные изменения в сфере ведущей деятельности, развитие всех сторон личности, что в свою очередь определяет динамику сознания индивида. Таким образом, изменения в сознании (А.О.Прохоров, Д.А.Прохорова) [42] выступают существенной характеристикой старшего школьного возраста, и требуют всестороннего изучения.

Теоретический анализ литературы по проблеме сознания и особенностям старшего школьного возраста, позволил определить в качестве адекватного методологического основания исследования субъект - субъектную парадигму деятельностного подхода (А.Г. Шмелёв), представленную в исследованиях психосемантики (В.Ф. Петренко). Психосемантические методы, получив широкое распространение в психологии в сфере изучения сознания, практически не использованы в области исследования сознания на разных этапах онтогенеза и, в частности, в старшем школьном возрасте, где осуществляется изменение сознания. Особое значение в данный период приобретает наличие в сознании категориальных структур реализующих схемы причинности, способствующие лучшей организации как внешней, так и внутренней информации на основе которой, в последствии, субъектом принимаются те или иные решения.

Анализ литературы по проблеме причинности позволил определить понятие причинности как формы детерминизма, предполагающей рассматривать предопределённость одних событий другими (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). Реализуясь в психологии на уровне анализа обыденного сознания (Т.В. Корнилова) [19], причинность проявляется в функционировании схем интерпретации, особых категориальных структурах сознания, обеспечивающих ориентировку субъекта в окружающей действительности, обеспечивающих принятие наиболее адекватных ситуации решений (В.С. Агеев, Т.Ф. Дубова, Ю.Я Рыжонкин [2], Г.М. Андреева [3], Е.В. Субботский [53]).

Категориальные структуры сознания, реализующие причинность, входят в круг смысловой системы ориентировки человека в окружающей действительности, от которой зависят его действия и самоощущение себя как человека в отношениях с другими. На наш взгляд, данные структуры сознания, в ходе восприятия субъектом ситуации категоризуют (представляют) её в сознании как организованную по причинной схеме исторического вида (причина предшествует во времени следствию), телеологического вида, где фиксируемое событие (следствие) обусловлено его потенциальным состоянием - целью (потенциальным результатом) и синхронического вида (реализации причинами своего потенциала процесс перехода причины в следствие). Предметом деятельности категориальных структур сознания, реализующих виды причинности, может быть информация как внешнего, так и внутреннего характера. В последнем случае речь идёт об осознании собственных действий (Х. Хекхаузен) [57], поступков и определения их причин, что существенно дополняет образ ситуации при ретроспективной рефлексии (В.А. Петровский) [41].

Предпринятое нами эмпирическое исследование имело целью изучить особенности осознания собственных поступков старшеклассниками с разной репрезентацией причинности.

Реконструкция субъективных семантических пространств характеризующих исторический, телеологический и синхронический виды причинности в общей группе, позволяет сделать вывод об особенностях репрезентации причинности в сознании старшеклассников. Наиболее рельефно в сознании старшеклассников представлены исторический и телеологический виды причинности. Существенной особенностью является то, что данные виды причинности в своём единстве образуют диахронический аспект в восприятии ситуации, составляющий, на наш взгляд, основу для ретроспективной рефлексии. Особенностью полученных результатов выступает отсутствие в объяснении поведения причин синхронического вида, что может свидетельствовать о тенденции к определению и локализации причин во времени (прошлое – исторический вид, будущее - телеологический) относительно события, у большинства респондентов.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Особенности мотивации аффиляции
Не последнее место во многих видах профессиональной деятельности занимает мотив аффиляции. Х.Хекхаузен подразумевает "под аффиляцией определенный класс социальных взаимодействий,… содержание которых заключается в общении с другими лю ...

Младенчество
Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и, в то же время, не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протя ...

Диагностика восприятия, памяти и мышления
Исследование развития восприятия. Характерные ошибки при обследовании предметов заключаются в том, что дети не умеют выделять информативных точек и рассматривают весь предмет целиком. Поэтому восприятие занимает длительное время, а систе ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru