Осознание причинности и проблема интерпретации собственного поведения

Материалы » Особенности осознания собственных поступков старшеклассниками с разной репрезентацией причинности в сознании » Осознание причинности и проблема интерпретации собственного поведения

Страница 2

Проблема осознания нашла выражение в рамках теории сознания в контексте деятельностного подхода А.Н. Леонтьева. А.Н. Леонтьев пишет, при сознании того или иного явления «мы ставим перед собой задачу на осознание» [23, с.125]. Возникновение подобной «задачи на осознание» рассматривал Д.Н. Узнадзе в рамках анализа теоретических потребностей, связанных с решением теоретической задачи, способствующей удовлетворению субстанциональных потребностей [55]. Субъект решающий теоретическую задачу, по мнению Д.Н. Узнадзе, обращает ее «в специальный объект своего размышления» [55, с. 44] происходит момент «объективации, за которым начинается процесс теоретического отношения к задаче» (там же). Общая мысль о объективации части действительности, связанной с решением «теоретической задачи», в теории А.Н. Леонтьева выражается в идеи презентированности психического образа субъекту, возникающей «при переходе от приспособительной деятельности животных к специфической для человека производственной, трудовой деятельности» [23, с.126]. Сознание в теории А.Н. Леонтьева выступает как субъективный продукт, преобразованная форма общественных отношений, которые «осуществляются деятельностью человека в предметном мире» (там же с.128), а осознание отражает как сам процесс функционирования индивидуального сознания, проявляющийся в деятельности трёх его компонентов чувственной ткани, значений, личностных смыслов, так и его онтогенетическом генезисе: «первоначальное сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же по-прежнему остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта» [23, с.132].

Вопрос об условиях и закономерностях развития осознания собственных действий, поступков в настоящее время изучен мало. Х. Хекхаузен рассматривал данную проблему в аспекте мотивационных теорий, что предполагает определение причины поступка – определения его мотива.

В действиях находит выражение не только целенаправленность, но рефлексивность [57]. Рефлексивность означает, что действие сопровождается особого рода «обратной связью» — субъект осознает свое действие, благодаря чему, отмечает Х. Хекхаузен, субъект может оценивать намеченную цель действия «с точки зрения перспектив успеха, корректировать ее с учетом различных норм, чувствовать себя ответственным за возможные результаты, продумывать их последствия для себя и окружающих, а также сообщать все это другим людям» [57, с.13]. Рефлексивность действий входит в более общую рефлексивную деятельность субъекта, ретроспективную рефлексию, направленную на построение образа системы условий ситуации, которые способствовали достижению цели, т.е. «индивид строит образ тех условий ситуации, в силу которых предшествующий акт привёл к индивидуально значимому эффекту» [41, с.68]. Т.о., в рамках ретроспективной рефлексии индивид осуществляет ориентировку в плане образа ситуации, связанной с соответствующим исходом, что позволяет ему расширить поле своего опыта.

В ходе рефлексии собственных действий субъектом могут быть осознаны целостное действие, его актуальное состояние и развитие, если в восприятии дана «целостная ситуация» со многими выделенными деталями. Субъектом могут быть осознаны отдельные компоненты, на фоне которых протекает действие, а именно эмоциональное состояние, изменение ожиданий, степень удачности данного этапа деятельности, текущая самооценка и т.д. Одним из основных в осознании собственных действий выступает фиксация причин, представленных в мотивационной составляющей действия, образующий его смысл. Возможность понять смысл или побуждение поведения означает классифицировать его как действие, что выражается в интерпретации действия и поведения в целом [57].

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте
Еще в раннем возрасте возникают и начинают развиваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к современной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельнос ...

Выбор и описание методов исследования
Для выявления жизненных сценариев испытуемых мы использовали метод сказкотерапии . Этот вид диагностики в разных формах используются во всем мире в виде проективной методики, и как инструмент работы практического психолога удобен по многи ...

Особенности общего развития в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru