Осознание причинности и проблема интерпретации собственного поведения

Материалы » Особенности осознания собственных поступков старшеклассниками с разной репрезентацией причинности в сознании » Осознание причинности и проблема интерпретации собственного поведения

Страница 1

В психологии проблема осознания исследовалась в рамках экспериментально-теоретического анализа сознания.

В глубинной психологии [17],[55] анализ осознания осуществлялся в контексте учения о бессознательной области в психике человека. Под осознанием сторонники глубинной психологии понимали особый психический акт перехода бессознательных переживаний, представлений или идей в сферу сознания [17]. По мнению Д.Н. Узнадзе «осознать в этом случае означает в основном не более как вспомнить» [55, с.62]. С этой точки зрения сущность психоаналитической процедуры заключалась в том, чтобы обнаружить и сделать явной для индивида исходную причину его внутренних состояний обуславливающих его поведение.

Э. Клапаред в экспериментальном изучении осознания предположил, что в поведении имплицитно содержатся отношения сходства предметов (подобно тому, как бессознательное содержится в сознании) и способствуют его автоматизации, а отношения различия, препятствуют автоматическому приспособлению и приводят к дезадаптации, вследствие чего, возникает осознание этих отношений. В исследованиях Э. Клапареда формулируется закон осознания, согласно которому, отношения, рано учитываемые в поведении и способствующие его автоматизации осознаются поздно и с большим трудом, и, наоборот, отношения, «препятствующие автоматическому приспособлению и вызывающие дезадаптацию поведения, приводят к раннему их осознанию» [17, с. 36].

В исследованиях Ж. Пиаже осознание выступало в оппозиции эгоцентризму и трактовалось как процесс перевода какой-либо операции из плоскости действия в план воображения, а затем речи. Источником осознания, по мнению Ж. Пиаже, выступает приспособление ребёнка к социальной среде и приобретение социального опыта, но «сам опыт понимался интеллектуалистически как общение сознаний, вне связи с практическим сотрудничеством ребенка и взрослого» [17, с.37]. Развивая идею генетической эпистималогии, основу которой составляла операциональная концепция интеллекта, Ж. Пиаже делает вывод о том, что, осознание это «длительный процесс концептуализации, в ходе которого не осознаваемые ребенком схемы собственного практического действия последовательно реорганизуются в понятие» [17, с.37]. Генезис осознания «находится в зависимости от развития операциональных структур интеллекта» (там же). В развитии осознания Пиаже выделяет три генетических этапа: материального действия, концептуализации и собственно осознание.

Л.С. Выготский критикует исследования осознания Ж. Пиаже, Э. Клапареда, т.к. они описывают сам феномен, не объясняя механизма возникновения новообразований, являющихся следствием осознания. Первоначально, под осознанием Л.С. Выготский понимал «механизм передачи рефлексов на другие системы» [13, с.198], заключающийся в возникновении связи между внутренними раздражителями, и развивающейся «из опыта в процессе совпадения различных раздражителей» (там же). Развивая свои идеи, Л.С. Выготский приходит к выводу, что осознание является сложным актом сознания, предметом которого выступает сама же деятельность сознания. А.Г. Чеснокова, анализируя и обобщая работы Л.С. Выготского, посвящённые проблеме сознания, его идеи перехода мысли в слово и преобразование индивидуальной мысли в «общезначимые значения языка» пришла к выводу, что осознание в работах Л.С. Выготского – это деятельность сознания, «в основе которой лежит обобщение собственной (в том числе и психической) деятельности субъекта, продукты которой представлены в обобщённых значениях языка в слове» [58, с.39]. Т.о. когда деятельность сознания направлена на внешнюю действительность, следствием становится сознание этой действительности, когда же она «направлена на собственную деятельность человека по отношению к этой действительности - это акт осознания» (там же с.38).

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Формирование ценностей в подростковом возрасте
подросток психологический ценностный Подростковый возраст является критическим с точки зрения формирования личности. На его протяжении последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации жизни ...

Психологические особенности личности следователя
Следственная работа относится к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения, в которых более связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями. Для того, что бы быть следователем, не требуются к ...

Типы межличностных конфликтов
межличностный конфликт – это ситуация, «в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru