Организация и методы исследования

Материалы » Исследование личностных особенностей учащихся медицинского училища » Организация и методы исследования

Страница 1

В связи с целью нашего исследования выявить личностные особенности студентов-медиков, объектом нашего исследования стала группа учащихся Гомельского государственного медицинского колледжа из 28 человек. Возраст в группе от 17 до 19 лет. Группа состоит из девушек, которые избрали будущей специальностью "лечебное дело" (фельдшера-акушеры).

Для выявления личностных особенностей была использована методика Кетелла, которая является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Разработана под руководством Р.Б. Кеттелла в 1949 году. В 1956-1957 г. г. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961-1962 г. г. - третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к тесту.

Теоретической и методологической основой разработанного теста является факторный анализ личности. В результате исследования с помощью данного опросника личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности [24, с.308].

Существует 6 форм опросника: А и В (187 вопросов), который используется для совершеннолетних, высокообразованных людей; и С и Д (105 вопросов), использующийся для людей с нормальным образованием, начиная со среднего, совершеннолетних; E и F (128 вопросов) - для групп с невысоким уровнем образования, совершеннолетних [25, с.10].

В России и у нас чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Р.Б. Кеттелла включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Для учащихся медицинского колледжа мы выбрали форму С, т.к. она предназначена для людей со средним образованием, тестирование занимает 30-40 минут и подходит для применения в группе. Кроме того, в форме С вопросы сформулированы таким образом, чтобы придать методике вид промежуточной между самооценочной и проективной, обеспечивая тем самым и более адекватные ответы испытуемых. Еще одно преимущество этой формы заключается в том, что она включает в себя дополнительный фактор MD, который дает информацию о самооценке личности. Также по этому варианту методики можно работать с сырыми оценками.

Сама методика состоит из опросника, бланка для ответов и ключа (см. приложение А).

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения вопросов. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. В инструкции даются следующие разъяснения: "Вам предлагается ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов "правильных" или "ошибочных". Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.

Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов - тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Отвечать надо следующим образом: в соответствующей клеточке на бланке для ответов ставьте крестик (левая клеточка соответствует ответу "а", средняя - ответу "б", а клеточка справа - ответу "с").

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Теоретические модели ПТСР
В результате многолетних исследований разработаны несколько теоретических моделей, среди которых можно выделить: психодинамический, когнитивный, психосоциальный и психобиологический подходы и разработанную в последние годы мультифакторную ...

Онтогенез темперамента и роль воспитания
По мере накопления научных данных, по мнению Я. Стреляу, стала очевидной бессмысленность вопроса «Наследственность или среда?», поскольку каждая форма поведения, от самой простой до наиболее сложной, представляет собой результирующую обои ...

Проблема личности в социальной психологии
Для социальной психологии важно понять личность как взаимодействующего и общающегося субъекта. Все приобретенное личностью в процессе социализации, все сформированные у нее социальные установки не являются чем-то застывшим, но подвергаютс ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru