Заключение

Материалы » Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков » Заключение

Страница 1

Анализ литературы позволил заключить, что как научный факт феномен психологической защиты был впервые зафиксирован и описан в психоаналитической литературе, где она определяется как любой процесс, с помощью которого можно избежать, отрицать или исказить источники угрозы или тревоги. В рамках данного подхода были выделены следующие защитные механизмы: вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, проекция, сублимация, реактивное образование и рационализация.

Однако проблемы определения, типологии и функционального назначения защитных механизмов решались не только в рамках психоанализа, но и бихевиоризма, когнитивной психологии, социокультурного и позитивного подходов. Настороженное отношение отечественной психологии к психланализу и определило довольно негативное отношение к его многим конструктам.

В психологии характер определяется как индивидуальное сочетание психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Определенный характер – это характер с наличием одной или нескольких черт. Черты характера отражают систему отношений человека к действительности, к другим людям. Доминирование черт позволяет рассматривать акцентуацию характера.

Таким образом, акцентуация характера – это заострение каких–либо определенных черт характера. Существует несколько общепринятых классификаций акцентуаций характера. Э.Кречмер и У.Шелдон выделяли акцентуации на основе строения тела: астеник, атлетик, пикник. Г.П. Ганнушкин, изучая психопатии выделил группы циклоидов, астеников, шизоидов, параноиков, эпилептоидов, истерических характеров, неустойчивых психопатов и конституционно–глупых. Следует отметить, что существует нечто общее между классификациями К. Леонгарда и А.Е. Личко. Первый выделил: демонстративных, педантичных, застревающих, возбудимых, гипертимных, дистимических, аффективно–лабильных, аффективно–экзальтированных, тревожных, эмотивных, экстровертированных и интровертированных личностей. Второй – гипертимный,циклоидный, лабильный, астено–невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный и истероидный типы акцентуаций. Главное отличие двух последних подходов состоит в том, что А.Е. Личко приписывает эти акцентуации только подросткам, а К. Леонгард и взрослым.

Акцентуации характера особенно заметны в подростковом возрасте, к тому же некоторые авторы (А.Е. Личко) считают, что акцентуация вообще присуща только подросткам. Эти «заострения» характера проявляются в их поведении. В литературе подростковый возраст характеризуют выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, резкими переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Ведущей деятельностью становится интимно–личностное общение. Вследствие этого подростки обычно начинают хуже учиться, родители и учителя перестают быть для них значимыми, у них появляются новые взгляды и идеалы.

Реакции эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения, сексуальные, так же, как и детские поведенческие реакции в подростковом возрасте, могут быть как вариантами поведения в норме, так и представлять собой патологические нарушения поведения (девиации).

Эмпирическое изучение взаимосвязи между типом психологической защиты и акцентуацией характера у девиантных подростков проводилось с помощью методики «Индекс жизненного стиля» (Опросник Плутчика–Келлермана–Конте) и Опросник К. Леонгарда.

Качественно–количественный анализ полученных результатов позволил нам заключить, что 50% подростков с гипертимной акцентуацией характера используют в качестве психологической защиты проекцию, 33,3% – регрессию, 16,7% – вытеснение.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Стили воспитания
Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложившимися семейными (и родовыми) традициями. Здесь мы найдем продолжение тех же стилей воспитания, которые были направлены на ребенка еще в детстве. Семья с высокой рефлексией и отв ...

Онтогенез темперамента и роль воспитания
По мере накопления научных данных, по мнению Я. Стреляу, стала очевидной бессмысленность вопроса «Наследственность или среда?», поскольку каждая форма поведения, от самой простой до наиболее сложной, представляет собой результирующую обои ...

Развитие потребности привязанности как основная проблема раннего возраста
Эта проблема может проявляться в двух своих крайностях, встречающихся при разных вариантах развития: сверх привязанности как на физическом, так и на эмоциональном уровне и не сформированности привязанности, ее отсутствии. Проблема выраже ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru