Внеклассная воспитательная работа в формировании здорового образа жизни у подростков

Материалы » Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы » Внеклассная воспитательная работа в формировании здорового образа жизни у подростков

Страница 2

Здоровье созидающая деятельность - целенаправленная форма активности, посредством которой удовлетворяются потребности в сохранении, развитии здоровья учащихся. (14)

Общая цель воспитания ценностных основ здорового образа жизни: воспитание стремления к становлению себя (к само актуализации) как здорового человека, как здоровой личности, т.е. к развитию у самого себя и устойчивому воспроизводству качеств, позволяющих осуществлять свою открытость миру через гармоничное и полное удовлетворение своих базовых потребностей и достижение телесного, душевного и духовного благополучия.

При формировании установки на здоровый образ жизни педагог должен учитывать основные цели воспитания ценностных основ здорового образа жизни, включающие в себя личностный, гносеологический, культурологический, деятельностный компоненты.

1. Личностный компонент целей воспитания.

Общая цель: воспитание стремления к проявлению личностных качеств, характеризующих здорового человека (стремление быть здоровым).

2. Гносеологический компонент целей воспитания.

Общая цель: воспитание стремления к самопознанию и самоопределению, т.е. стремления познать и понять самого себя, опираясь на знания о человеке как таковом: знания о природе человека, о его сущностных качествах, о его базовых потребностях и т.п. для того, чтобы строить свою жизнь исходя из этого.

3. Культурологический компонент целей воспитания.

Общая цель: воспитание стремления к построению тех основных социокультурных форм организации жизни человека, которые обеспечивают актуализацию его потенциальных собственно человеческих возможностей, а также полное и гармоничное удовлетворение его базовых потребностей.

4. Деятельностный компонент целей воспитания.

Общая цель: воспитание стремления к самостоятельному построению таких оптимальных форм отношений с действительностью, которые обеспечивают телесное, душевное и духовное благополучие человека в результате полного и взаимосогласованного удовлетворения базовых потребностей, актуализации его открытости миру и собственно человеческих возможностей.

Технология воспитания ценностных основ здорового образа жизни, ориентированного на развитие ценностного мира человека, должна складываться из методов воспитания, обеспечивающих организацию следующих видов деятельности воспитанников:

1) выявление и формулировка проблем связанных с переживанием воспитанниками как состояния благополучия (здоровья), так и болезни. построением таких отношений;

2) поиск способов разрешения выявленных проблем;

3) обоснование предлагаемых способов разрешения выявленных проблем с опорой на систему научных, философских знаний, на аксиоматические высказывания, на примеры из обыденной жизни;

4) участие в дискуссии по поводу определения оптимальных способов решения выявленных проблем;

5) создание проектов самостоятельной деятельности по изучению условий возникновения проблемы, по поиску способов их решения, по решению проблем, связанных с недостатком или утратой человеком здоровья;

6) деятельность по решению конкретных проблем, связанных с укреплением и сохранением своего здоровья;

7) деятельность по анализу собственной деятельности по решению проблем, связанных с укреплением и сохранением своего здоровья;

8) ценностная рефлексия воспитанников.

В качестве основных форм воспитания ценностных основ здорового образа жизни могут выступать: классные часы, «метод проектов», индивидуальное воспитательное взаимодействие, учебные занятия по физической культуре и предметов гуманитарного цикла.

Для вовлечения учащихся в процесс здоровьетворчества (внимание к собственному здоровью, выработка индивидуального стиля жизни) важно, чтобы среда мотивировала их на эту деятельность. Идеи самообразования, самосовершенствования, самораскрытия, самоопределения могут овладеть детьми и подростками, если среда ежедневно предоставляет им возможности для реализации этих процессов. Всеобщее внимание привлекают «говорящие стены» (цитаты, поговорки, пословицы о здоровье, записанные изречения самих учащихся, учителей), регулярно обновляемые фотовыставки, информационные стенды о здоровом образе жизни, спорте, экологических аспектах здоровья, выставки детских агитплакатов и коллажей. Все это заставляет школьников задуматься над самим понятием здоровье, связать его с поведением человека, а также состоянием природы. (13)

Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации – физиологической, психологической, социальной. Это и должна делать школа через ЗОТ (здоровье сберегающие образовательные технологии) – тренируя, обучая, воспитывая. Создание на уроке моделей реальных условий жизни – это те мостики, которые позволяют учащемуся в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Психологические защитные механизмы как психологический феномен
Своему происхождению термин «психологическая защита» обязан 3. Фрейду и являлся самым первым выражением динамической позиции в психоаналитической теории. Впервые этот термин появился в 1894 г. в работе Фрейда «Защитные нейро-психозы» и бы ...

Психологические особенности подростка
Подростковый возраст – это остропротекающий период от детства к взрослости, он особенно отмечен развитием, поскольку все аспекты биологической, когнитивной и социальной жизни испытывают важные изменения. Он наиболее сложный как в его пере ...

Личностные особенности подросткового возраста, имеющие значение в формирование делинквентного поведения
По мнению L. Michaux (1964), до 70 % делинквентных подростков обнаруживает изначальные нарушения характера. А. А. Вдовиченко (1976) среди делинквентных подростков в 66 % установил различные типы акцентуаций характера. Н. И. Озерецкий (193 ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru